О значимости света…

Photo

Наш собеседник - владелец и генеральный директор производственно-торговой компании «СВЕТОГОР» Кирилл Зевахин

Какое у вас образование и чем вы занимались до того, как пришли в этот бизнес? 

Это довольно интересная история, как я попал в этот бизнес. Начать нужно с того, что я вырос и родился в Норильске. Это город, который находится за полярным кругом и где половину всего времени, может быть, даже большую часть года стоит полярная ночь. Соответственно, там однозначный недостаток освещения, в том числе и искусственного, что не могло не повлиять на мой выбор для развития своего бизнеса. 

Если говорить про мое образование, то среднюю школу я заканчивал в США, причем попал я туда по программе, которую сейчас уже называют “утечкой мозгов”. После этого я вернулся в Россию и поступил в Российский университет дружбы народов. На тот момент у меня было уже хорошее знание английского и неплохой уровень испанского языка, благодаря чему я мог общаться, дружить и работать с самыми разными людьми. 

С третьего курса я работал в компании, которая поставляла эксклюзивно на Россию лабораторное оборудование, а также запчасти для пивоварения и молочных производств. И я как раз отвечал за общение с зарубежными поставщиками, что также помогло получить определенный опыт, который помог мне в дальнейшем. Заниматься своими проектами я начал в 2008 году, в разгар экономического кризиса. Начинал я с поставки строительных материалов и комплексного обеспечения строек. Так, когда еще только начинали возводить “Москва-Сити”, мы занимались поставкой топлива, арматуры, металла и электрических компонентов. И все это в итоге превратилось в два бизнеса - топливный и светотехнический, который я впоследствии и стал развивать. 

Почему вы, Кирилл, выбрали именно это направление для развития бизнеса? 

Такое решение во многом было связано с тем, что это деятельность, результаты которой можно увидеть своими глазами, как и реакцию окружающих. Одним из первых наших больших проектов было освещение архитектуры на улице Тверская-Ямская. Мы успешно работали с Сергеем Капковым, когда он был руководителем московского департамента культуры, занимались освещением Сада культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана, парка Горького, ВДНХ и других локаций. 

Знаковым проектом для нас стал и стадион Лужники, где мы вместе с компанией Philips отвечали за медиакровлю и спортивный свет. К Чемпионату мира по футболу 2018 года мы предложили сделать кровлю стадиона в виде большого медиаэкрана, на котором можно было бы показывать счет, рекламу, флаги и добавлять анимацию, когда забиваются голы. Сложностью было то, что крыша стадиона сделана из поликарбоната, поэтому мы разработали решение, которое было 100% негорючим. 

И, к слову о результатах своей деятельности, увидеть этот экран может любой москвич, который, например, гуляет по Воробьевым горам. Что касается спортивного света, то этот сегмент также входит в нашу специализацию, и мы занимались таким освещением на стадионе ЦСКА, а также на стадионах в Нижнем Новгороде, Волгограде и других городах. 

Расскажите о рынке светотехнических проектов в России. Такой рынок существует? Насколько он развит? 

Конечно же, рынок светотехники существует, и его вполне можно оценить, в том числе и в денежном выражении. Сейчас он представлен главным образом за счет компаний, которые производят освещение для улиц, дорог и промышленных объектов. Затем уже идет сегмент архитектурного освещения, и здесь есть довольно крупные игроки, с серьезной капитализацией. Например, это компания “Боос Лайтинг Групп”, которую возглавляет Георгий Боос, бывший губернатор Калининградской области. 

То, насколько важна и заметна эта индустрия, может сказать любой москвич, посмотрев, как сильно изменилась столица за последние годы: ночью стало комфортно ездить на автомобиле, во многих местах появилась архитектурная подсветка. Конечно, иногда есть вопросы к используемым решениям, но они выигрывают по сравнению со многими другими крупными городами. Так, большая часть светильников в Москве сейчас управляемая, то есть власти думают уже не только про экономию при переходе с ламп на диоды, но и про эффективное управление. И как раз в столице система освещения стала каркасом для остальных частей “умного города”. 

В целом, у рынка светотехники очень хорошие перспективы - как в России, так и на мировом уровне. В ближайшие годы эта сфера будет активно развиваться, особенно в части городского освещения, встроенного в систему “умного города”. Причем и само освещение будет все больше совершенствоваться - становиться адаптивным, энергоэффективным и автоматическим. 

Что повлияло на развитие рынка светотехники в России? Какое место занимает на рынке ваша компания? 

Большим толчком для развития рынка светотехники стало указание президента и правительства о повышении энергоэффективности городов. Местные власти после этого стали заниматься этим вопросом, начали заменять неэффективные светильники, появился энергосервис, а также такие институты, как государственно-частные партнерства и концессии по городскому освещению. Так как каждый большой город - это десятки тысяч светоточек и система управления, это дало большой толчок и производителям, и компаниям-интеграторам светотехнических решений. В настоящее время компания “Светогор” входит в топ-пять игроков на этом рынке и предлагает свои светотехнические концессионные решения. 

Если говорить про историю компании, то мы вошли в этот рынок в 2013 году, будучи практически тогда новичками, но сразу начали работать с серьезными проектами. У нас тогда нередко спрашивали, откуда мы взялись и почему нам дают такие проекты, и многие думали, что в эти времена, после кризиса, долго мы не продержимся, но это оказалось не так. Основным нашим крупным партнером все это время была международная компания Philips Lighting, и это самый серьезный игрок на мировом рынке освещения. Мы очень многому у них научились и продолжаем учиться до сих пор, в том числе как работать не только с клиентами, но и с сотрудниками. Сейчас “Светогор” является самым большим проектным партнером Philips Lighting во всей Восточной Европе. Причем у нас есть не только продажа их продукции, но и собственное аккредитованное производство, а также development-лаборатория.

Кирилл, расскажите о своих самых интересных и любимых проектах…

У меня довольно много любимых проектов, но не могу не выделить самый первый, который на тот момент был реализован по-новому и для рынка в целом. Нам предложили представить концепцию освещения Сада культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана. Сложность была в том, что концепцию нас попросили сделать в мае 2015 года, а реализовать проект нужно было уже в сентябре этого же года. К тому же парк проходил в этот момент реконструкцию, более того, была запланирована реконструкция парка еще и в следующие два-три года. 

Несмотря на это, мы взяли единый подход ко всем зонам парка, полностью связали их друг с другом и разложили на этапность проведения работ - в зависимости от того, насколько успешной будет реконструкция. И именно на этом проекте мы впервые в Москве, скорее всего, и в России, ввели беспроводную систему управления освещением, при которой в будние дни все светильники и дорожки были статичными, строгими, в выходные дни добавлялось больше света, а в праздники - еще и динамичные элементы. В итоге мы и сами остались довольны получившимся результатом, и власти города высоко оценили этот проект. 

Из последних проектов можно отметить и освещение в Парке покорителей космоса, которое мы сделали к юбилею полета Юрия Гагарина в космос в апреле этого года. Мы полностью создали архитектурно-ландшафтное освещение, освещение монументов, а также подсветку капсулы спускаемого аппарата. 

Какие еще специализации у вас есть?

Отдельный крупный сегмент, которым мы занимаемся, - это тепличный свет. В настоящее время есть тепличные светильники по натриевой и по светодиодной технологии. Отличие от традиционного освещения в том, что здесь важно количество полезных микромоль, необходимых для фотосинтеза растений. В рамках программы по поддержке тепличного производства огурцов и помидоров для импортозамещения мы совместно с Philips разработали тепличный светильник. Нам удалось сделать так, чтобы он не уступал по эффективности зарубежным решениям, но был дешевле. 

Есть у нас и любимый тепличный проект- это 10 гектар в комбинате “Луховицкие овощи”, где установлено верхнее натриевое освещение, а внизу - новейшая светодиодная подсветка. Из подобных проектов он самый большой в России и один из самых больших во всем мире. И в настоящее время компания “Светогор” в сегменте тепличного освещения является лидером российского рынка. Так, под нашими светильниками растут огурцы, помидоры, салат и розы на площади более 400 га. 

Какие у вас есть планы по развитию бизнеса?

Я бы отметил три направления, которые мы развиваем внутри компании. Так, в рамках тепличного освещения это совершенствование светодиодных технологий для теплиц. В сегменте освещения городов мы усиливаем свое присутствие и разрабатываем конкурентные предложения по концессиям, делая акцент на комплексном подходе - освещении не только дорог, но и всего города в целом. Есть у нас проекты и в сфере востребованных сейчас смарт-технологий. Мы разработали и реализовали в разных местах такой проект, как “Умная опора”. Это решение представляет собой столб со светильником, который оснащен видеокамерой, тревожной кнопкой, усилителем вай-фай и сотового сигналов. Сейчас мы обсуждаем реализацию проектов в рамках этого решения с компаниями Ростелеком и МТС. 

При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.