Как ускорить и удешевить строительство

Photo

Проблемы, с которыми должна сейчас справиться строительная отрасль, непросты. Чтобы их решить, нужны меры по совершенствованию всей системы нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. И это должны быть безошибочные, эффективные меры, потому что для метода проб и ошибок просто нет времени.

Согласно поручению Президента, Правительством РФ принят к исполнению План первоочередных мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования строительной отрасли, предполагаемых к реализации в 2020 году. Это важный документ, и он в полной мере отражает изъяны существующей системы. Однако я бы хотел сделать и несколько замечаний. Конкретных, по существу.

Типовое проектирование, типовые проектные решения – всё это не какие-то новые понятия. Вопросы нормативного закрепления таких стадий проектирования, как «проект» и «рабочая документация» давно определены в нормативно-технических документах. Чем плох ГОСТ 21.101-97?

Существует годами отработанная Система проектной документации для строительства, включая требования по организации проектного дела. Система стандартов ГОСТ 21.101-97 позволяет специалистам разобраться и применять сегодня вышеупомянутые документы, тем самым гарантировать безопасность и соблюдение сроков строительства создаваемых объектов.

Чтобы обеспечить требуемые темпы строительства и эффективное управление строительными проектами безусловно необходимо трансформировать эту Систему на современный стандартизированный технологический язык и цифровую платформу. Сегодня это задача номер один.

С одной стороны, эта задача требует универсального решения, а с другой, - нужен такой гибкий подход к планированию строительного проекта, чтобы учитывать все особенности функционального назначения, географического положения создаваемого объекта, требования по  технологии и оборудованию, возможности его ресурсного обеспечения, нужно определить финансовую модель для его строительства и эксплуатации с минимальными рисками.

В Плане мероприятий есть поручение об упрощении правового порядка и соответствующих административных регламентов предоставления государственных услуг, а также о выполнении государственных функций  в части определения технических условий и порядка заключения договоров на присоединение к инженерным сетям. Эта тема давно обсуждается, но, надо признать, пока не имеет конкретных решений. Когда речь шла об инвестиционных контрактах по московским программам реконструкции исторического центра и сносу ветхого пятиэтажного жилого фонда, это был практически непреодолимый барьер. Тогда, чтобы найти оптимальное решение, понадобилось создать специально для этой цели рабочую группу при Департаменте инженерного обеспечения в Комплексе городского хозяйства.

Проблема своевременного строительства, реконструкции, капитального ремонта инженерных объектов для обеспечения строящегося жилья всеми видами ресурсов требует согласованного взаимодействия и делового сотрудничества между региональными властями и созданными вертикальными корпорациями управления и развития соответствующих ресурсов жизнеобеспечения. Такое сотрудничество необходимо при планировании градостроительных проектов и формировании адресных инвестиционных программ освоения капитальных вложений.

И конечно нужна актуальная градостроительная документация, которая позволит обосновать необходимые инвестиции и обеспечить переход на «проектное финансирование». При этом требуется полное взаимопонимание по контрактным и договорным процедурам, включая взаимодействие с банковскими структурами, органами регистрации всех видов прав землепользования и на объекты недвижимости.

Хочу подчеркнуть, что я не предлагаю сохранить и пытаться как-то совершенствовать старую систему выполнения услуг и отдельных видов работ. Безусловно, строительной отрасли нужна реформа. Необходимо обеспечить ответственность заказчика-застройщика за весь процесс создания объекта капитального строительства, начиная с целей (обоснование инвестиций) и поиска архитектурно-градостроительного решения. Нужны эффективное управление и профессиональная организация строительных проектов «под ключ» на этапах «планирование - строительство - ввод в эксплуатацию».  Об этом не раз говорил, в том числе и докладывая Президенту страны вице - премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин.

Замечу, что именно такому подходу и  АО "Мосинжпроект" обязана своими успехами Москва в строительстве объектов транспортной инфраструктуры.

Поэтому хотел бы подчеркнуть, что для выполнения национальных проектов раздел "Системные вопросы строительства объектов государственного значения" указанного выше Плана мероприятий должен быть основным, объединять в себе весь комплекс предложенных мер, в том числе на проекты жилищного строительства. Он должен работать на  будущее и на решение главной задачи – создание единой модели цифровой трансформации процессов планирования и реализации инвестиционных строительных проектов во всех отраслях народного хозяйства.

Более того, важно понимать, что сегодня нет негосударственных проектов. Любое строительство за государственные или частные инвестиции должно иметь своего конечного пользователя и осуществляться в реальные сроки и за реальные деньги. Вот тогда выиграют все: и строители, и наши граждане, для блага которых  осуществляются строительные проекты в наших регионах.

Ресин

При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.