Груз ответственности. Сергей Афанасьев о компенсационных фондах СРО - Интервью

Груз ответственности. Сергей Афанасьев о компенсационных фондах СРО

Photo

Все саморегулируемые организации в соответсвии с законом 372-ФЗ обязаны к 1 ноября перечислить все средства компенсационных фондов на свои спецсчета, открытые в уполномоченных банках. Список банков определен постановлением правительства России.


Напомним, что согласно постановлению Правительства России от 27 сентября 2016 г. № 970 Правительство Российской Федерации определило следующее:

1) кредитные организации, в которых допускается размещать средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации), должны соответствовать требованиям о наличии у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, а также о наличии у кредитной организации собственных средств (капитала), размер которых (рассчитываемый по методике Центрального банка Российской Федерации) не может быть менее 100 млрд. рублей по состоянию на последнюю отчетную дату;

2) указанные   требования   предъявляются   также   к   кредитным организациям, на  специальном  банковском  счете  (счетах)  которых саморегулируемые организации обязаны в  срок  до  1 ноября  2016 г. разместить   средства   компенсационного   фонда   саморегулируемой организации;

3) соответствие  кредитной  организации   указанным   требованиям подтверждается   соответствующей   информацией,   размещенной    на официальном  сайте  Центрального  банка  Российской   Федерации   в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Наше издание решило выяснить готовность экспертного сообщества по этому вопросу. РСК обратился к исполнительному директору Общественного Совета по развитию саморегулирования в СЗФО Сергею Афанасьеву. Ему также пришлось, какпредставителю группы СРО в строительной, проектировочной и изыскательной сфере исполнить буквы закона, в том числе и о перечислении средств компенсационных фондов СРО, с которыми он работает, на спецсчета в уполномоченных кредитных организациях, предельный срок для которого установлен законом 1 ноября 2016 года. Корреспондент РСК выяснил у Сергея Владимировича как это было осуществлено, а также узнал его точку зрения на действие вступившего в силу закона.

Сергей Владимирович, СРО, с которыми вы работаете освободились от компенсационных фондов?

- Да, в полном объеме средства компенсационного фонда всех саморегулируемых организаций были переведены на специальные счета возмещения вреда, открытых в уполномоченных банках согласно распоряжению Правительства. Из них строительные СРО - более 2 миллиардов, проектные и изыскательские – более 1 миллиарда рублей. Все СРО открыли по два счета заблаговременно: счет ОДО и счет ВВ. Все средства, за исключением застрявших в банках с отозванными лицензиями, размещены на счетах возмещения вреда точно в срок.

Большую помощь здесь нам оказала финансовый директор НОСТРОЙ Светлана Анатольевна Кузнецова, именно по ее рекомендациям удалось найти общий язык с банками для включения в договор всех необходимых условий для жизнедеятельности СРО и выполнения 372-ФЗ и 191-ФЗ.

Вы ведь до последнего времени утверждали, что компфонды ВВ и ОДО необходимо формировать до 1 июля 2017 года, а не к 1 ноября 2016? Так же есть эксперты, которые уверены, что фонды возмещения вреда и ОДО необходимо размещать на специальном счете только тем СРО, которые уже сформировали такие фонды, - собрали документы и заявления со всех членов СРО, определили, выходят они из СРО или остаются в ней, приняли внутренние документы СРО и только потом смогли разместить средства на специальных счетах?

- Наши юристы и сейчас считают, что именно так нужно поступать, поскольку часть 9 статьи 3.3 191ФЗ прямо и говорит, что СРО «…на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда…». Аналогично надо поступить с так называемым фондом ОДО. А норму закона о размещении средств к 1 ноября 2016 года, указанную в части 2 статьи 3.3, следует применять только к компенсационным фондам, которые сформированы в полном объеме.

Между тем, последние две недели банковские работники, а также специалисты Национального объединения строителей значительно улучшили имеющуюся ситуацию, продвигаясь вперед семимильными шагами: проработали документы и фактически представили нам для заключения договора и конструкции счетов комбинированного свойства, творчески рассмотрели требования закона. И в итоге специальный счет ВВ в уполномоченном банке стал рассматриваться как более широкое понятие. То есть как счет, на котором обязаны лежать в последующем (и даже сейчас) средства компенсационного фонда тех организаций, которые успели собрать заявления, сформировать внутренние документы СРО. Специалисты действительно расширили границы понимания. И наши юристы с ними полностью согласны.

Если это счет ВВ, на котором сейчас или до 1 июля 2017 года могут быть сформированы средства компфонда возмещения вреда, так почему на нем не может быть иных денег, а именно остатков средств от предыдущих компенсационнызх фондов? Закон это не запрещает, хотя и не обязывает. Мы рассматриваем последние версии договоров уполномоченных банков как универсальные договора, которые, с одной стороны, твердо блюдут норму закона и ориентированы на формирование соответствующих фондов на каждом счете в отдельности, но и не препятствуют размещению иных средств. Законом это не запрещено.

Так, по-вашему, нет необходимости перечислять на такой расчетный счет ВВ остатки средств от старых компенсационных фондов?

- Я считаю, что закон этого не требует. В Градостроительном Кодексе этого прямо не прописано, однако это было бы разумно. Ведь если с этого расчетного счета ВВ, из этой массы средств, оставшихся от предыдущих компенсационных фондов, можно спокойно формировать на основании закона компфонды ВВ, а также перечислять в фонд ОДО, а договора это предусматривают, то это в высшей мере разумно, снижает издержки саморегулируемых организаций по управлению счетами, а также обеспечивает сохранность средств. Тем более Градостроительный Кодекс предусматривает для СРО, которые будут формировать компфонд ОДО, перечисление на такой специальный счет средств компенсационного фонда по мере формирования. Банковский договор это предусматривает. При этом в законе указано, что если компфонд ОДО не будет сформирован, то эти средства перечисляются в фонд ВВ. Таким образом, получается, они здесь же и останутся, что вполне разумно и не создает никаких неудобств.

Вы лично не против размещения изначально всех средств на счете ВВ?

- Лично я противником чего-либо и сейчас не являюсь. Однако ранее, еще две недели назад, наши юристы заявляли вполне аргументировано, что если денежные средства разместить на счете возмещения вреда, то СРО не сможет исполнять установленные законом обязательства, а именно переводить денежные средства членам СРО, которые переходят в СРО из другого субъекта РФ, и нельзя было бы переводить в фонд ОДО. Но тогда на начальном стадии ведь и были такие жесткие банковские договора, которые не предусматривали таких перечислений. Юристы справедливо указывали, что если перевести на такой счет средства, то пострадают интересы, в первую очередь, строительных организаций, переходящих в СРО других субъектов, потому что средства компенсационного фонда не могут быть переведены и им придется вносить свои новые деньги, в то время как эти окажутся «замерзшими». Тем самым, юристы высказывали критическое отношение не к самому хранению средств в уполномоченном банке и на каком-либо счете, а к конструкциям, которые решая одну норму закона вынудили бы СРО нарушить другие нормы закона и создали непоправимый вред членам саморегулируемой организации, которые на основании того же закона имели право на перечисление. Однако сейчас, когда ввиду творческой переработки тех жестких договоров возникли новые, другие, совершенные договора с банками, то никаких коллизий фактически нет.

Нужна ли функция мини-банка саморегулируемой организации? Тяжело ди было расставаться с компенсационными фондами организациям?

Не было никаких огорчений, эти денежные средства – не их собственность, - это деньги строителей, которые нам вверено хранить и приумножать. Организациям стало значительно легче, поскольку ответственность за эти средства была велика.

Лично я считаю, что это избыточная норма. Думаю, изначально следовало идти путем страхования, а не компенсационных фондов. За 7 лет саморегулирования СРО превратились в банки – маленькие или большие. Вопросом качества уделялось недостаточно времени, а вопросам сбора средств, их хранения и размещения, а в отдельных случаях спасания средств внимания стало уделяться все больше и больше. В то время как цели саморегулирования совершенно другие.

Задачи приумножения средств или попытка этого приумножения для многих СРО стала одной из важнейших. При этом директора, и, в том числе, директора, с которыми я работаю, старались поступать разумно и найти баланс между надежностью банков и доходностью. Банки зазывали на размещение у них депозитов, в том числе, «вкусными» ставками. В то время как Центробанк имел «свои виды» на эти кредитные организации. И пока директора СРО размещали в банках средства, Центробанк косил эти банки до ста штук в год. Что, кстати, продолжается и сейчас.

Наше мнение, что страхования было достаточно. Если же вводили норму хранения средств компенсационного фонда в банках, то надо сразу же было и внести критерии этих банков, хотя это тоже не панацея. Так, например, критерий банков для размещения резервов страховыми компаниями определяется на основании постановления Центрального Банка. Так вот Внешпромбанк, который был лишен лицензии в январе 2016 года, в котором так же потеряли средства и часть СРО, с которыми мне приходится работать, - он подпадал под требования ЦБ, тем самым, ЦБ его считал условно уполномоченным банком для размещения резервов страховых компаний. Банк занимал 38 место в банковской системе, то есть считался высоконадежным. Получается, что постановление правительства и Центрального банка панацеей не являются.

В последнее время вышло несколько рекомендаций от Министерства строительства и Ростехнадзора, в которых высказывается мнение о том, что Градостроительный Кодекс требует все средства старых компенсационных фондов разместить в уполномоченном банке на специальном счете ВВ. Вы согласны с такими толкованиями закона?

- Наши юристы не совсем согласны с таким толкованием, но с этим приходится считаться, ведь Ростехнадзор – тот надзорный орган, который потом будет проверять исполнение требований Градостроительного Кодекса саморегулируемыми организациями, в том числе, будет контролировать вопрос размещения средств. И как я указал выше, прямой нормы закона нет, но так поступить было бы разумно. Мы так и поступили.

В каких банках СРО, с которыми Вы работаете, держали средства до 1 ноября?

- В этих же банках и держали: Газпромбанк, Открытие, Промсвязьбанк и Сбербанк. После того, как часть денег замерзла в 2016 году в банке Российский кредит (46 место), Внешпромбанке (38 место), а СРО, с которыми мы работаем, держали средства в первой пятидесятке, организациями было принято решение переместить все средства в первую десятку банков. Кстати, и здесь все равно не удержались от попыток приумножения. Хотя на первый взгляд, зачем приумножать?

Оглядываясь на предшествующий семилетний период управления компенсационными фондами, что бы вы сделали по другому?

- Мы пытались поступить разумно, управляя денежными средствами строителей, пытались найти баланс между надежностью и доходностью, ориентируясь на финансовые показатели банков, рейтинги Центробанка и другие финансовые критерии. Сейчас очевидно, что не нужно было ориентироваться на то, как эти средства приумножаются. Надо было их запустить в Сбербанк под любой процент, пусть даже он был бы ничтожным, и забыть.

Теперь совсем другое дело – есть уполномоченные банки, указанные в постановлении Правительства в виде критериев таких банков, - ответственность за размещенные в них средства компенсационых фоднов лежит не на саморегулируемых организациях и их директорах. С наших плеч снят тяжелый груз.