Михаил МЕНЬ: «РАБОТА ПОЙДЕТ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ»! - Интервью

Михаил МЕНЬ: «РАБОТА ПОЙДЕТ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ»!

Photo

Уходящий 2016-й год, скорее всего, войдет в историю как год богатый на события и даже рубежный. Подготовлены важные инициативы, проведены острые дебаты и обсуждения, приняты законы, которые во многом создадут почву для нового развития отрасли строительства, а значит, и социальной жизни России. Уже с 2017 г. строительство будет развиваться иначе. О том, как именно, в беседе с корреспондентом журнала «Российский строительный комплекс» рассказал министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень.


РСК: Михаил Александрович, 2016-й год войдет в историю современного рынка строительства как весьма активный с точки законотворчества. Как бы вы прокомментировали, почему он оказался таким "взрывным"?


- То, что в том году принято несколько важных и очень непростых законов, решений – результат работы Минстроя России за три года, то есть с тех пор, как в стране появился единый регулятор строительной отрасли. За время его отсутствия накопилось множество проблем, которые нужно было решать. Но не в спешке, а взвешенно, проработав каждый из вопросов с профессиональным сообществом. Первые результаты хорошо демонстрирует тот факт, что за время работы Минстроя наша страна поднялась в рейтинге Doing Business по получению разрешений на строительство на 63 позиции.

В Весеннюю сессию Госдумы был принят целый пакет важнейших законов – от поправок в широко известный 214-ФЗ до узкоспециального закона о ценообразовании. Особо стоит отметить нормативно-правовые документы, связанные с эффективность работы отрасли.

Например, принят закон, который создает условия для многократного использования эффективной проектной документации. Это дает возможность государственными и муниципальными заказчиками использовать уже апробированные и зарекомендовавшие себя проектные решения, а кроме того позволяет экономить время и деньги на этапе проектирования и экспертизы. Раньше по-настоящему действенных стимулов для мотивации разработки по-настоящему эффективных проектов не было, потому нередко принимались не лучшие технические и технологические решения, бюджетные деньги не всегда вкладывались в качественные проекты.

Другой принятый в весеннюю сессию закон - о промышленных территориях - позволит решать проблему комплексного развития крупных городов, создавать современную, качественную городскую среду для проживания и избежать проблем, которые возникают при стихийной точечной застройке. К 2018 году будет вовлечено в работу более 15 тысяч гектар промземель, на которых к 2022 году дополнительно можно построить жилье для двух миллионов семей.

Безусловно, такой объем вводимого жилья должен быть обеспечен стабильным спросом и доступной ипотекой. Это возможно при снижении ставки по ипотеке с помощью механизма, который запускает единый институт развития в жилищной сфере. Это формирование рынка ипотечных ценных бумаг с поручительством АИЖК, а также внедрение электронной закладной. Кроме того, правительство в 2017 – 2019 годах будет ежегодно выделять 20 млрд. рублей на обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков, на которых будут реализовываться проекты комплексного жилищного строительства.

Также принят ключевой для строительной отрасли закон, направленный на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Документ устанавливает базовые, системообразующие правила создания и функционирования системы формирования достоверной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.


РСК: Какой закон вызвал самое острое обсуждение профессионального сообщества?


- Пожалуй, закон о саморегулируемых организациях (СРО) в сфере строительства. Здесь давно назрела необходимость навести порядок. Закон позволит решить ряд серьезных проблем, связанных с ответственностью СРО и их фондами. В частности, с 1 ноября 2016 года все СРО должны перевести средства в банки, отвечающие требованиям, установленным правительством России. Будут существовать два фонда: первый, как и сейчас, — для возмещения ущерба третьим лицам, а средства второго фонда направлены на обеспечение договорных обязательств, то есть за неисполнение контрактов будут нести ответственность все члены СРО. По разным оценкам, с 2009 года, когда появилось саморегулирование в строительстве, собрано около 90 млрд руб. За этот же период общий объем выплаченных компенсаций составил всего порядка 75 млн руб. Но, по оценочным данным НОСТРОЙ, на сегодняшний день СРО недосчитываются по разным причинам до 30 млрд рублей. Как и почему это произошло, сегодня разбираются правоохранители и Ростехнадзор.

Кроме того, закон уточнил требования, предъявляемые к деятельности СРО. В Градкодекс внесены изменения, которые освобождают малый бизнес от взносов в СРО. Максимальная ответственность сейчас на генподрядчике. Теперь руководитель любой компании вправе сам решить: хочет он самостоятельно участвовать в том или ином тендере, становясь генподрядчиком и обязательным членом СРО, или нет. Это решение вызвало критику со стороны части руководителей этих организаций: они понимают, что мы сокращаем объемы средств, которые к ним будут стекаться.

Но, надеюсь, что система в результате оздоровится - нам не хотелось бы возврата к лицензированию, как предлагают некоторые эксперты. Россия — цивилизованная страна, которая должна идти в сторону демократических преобразований и рыночных реформ. Проблема саморегулирования в нашей стране, как мне кажется, в крайне низкой цене репутации. Но я думаю, что через несколько лет ситуация изменится.

Еще один «горячий» закон – изменения в 214-ФЗ. Мы прошли за эти три года большой путь, разработав и приняв изменения, защищающие права дольщиков и создающие условия для очищения рынка от недобросовестных застройщиков. В ближайшее время будет создан государственный компенсационный фонд, появление которого позволит нивелировать риски граждан при покупке жилья по ДДУ.

Словом, мы приняли ряд законов, которые запустили в строительной сфере системные изменения, призванные сделать ее более современной, прозрачной и эффективной. У Минстроя России сложилось конструктивное взаимодействие предыдущим созывом Госдумы, и я надеюсь, что с новым составом мы продолжим плодотворную законотворческую работу.


РСК:  Можете ли вы подвести предварительные итоги - какими оказались итоги текущего года в строительстве и сфере кредитования? Можно ли уже сейчас сказать, что самые пессимистические ожидания не оправдались? Можно ли уже сегодня прогнозировать ситуацию в отрасли в следующем году?


- Как вы знаете, государство поддерживает ипотеку, в результате чего ставка стала достаточно стабильной – в районе 12%. Эта поддержка существенно повлияла по платежеспособный спрос населения. В 2015 году граждане взяли 700 тыс. кредитов на 1 трлн 100 млрд руб., в этом году за 10 месяцев объем выдачи ипотечных кредитов вырос, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, на 32% и составил 1,15 трлн рублей.

Перед нами сегодня поставлены глобальные задачи в сфере жилищной политики, предстоит довести объем строительства до 100 млн кв.м в год. В прошлом году, несмотря на непростую экономическую ситуацию, построено 85,3 миллиона квадратных метров жилья, и немногим меньше планируется ввести в 2016 году. Причем падение объемов ожидается не в индустриальном, а в частном секторе. Позитивная динамика ввода нового жилья связана во много как раз с государственным субсидированием процентной ставки по ипотечному кредитованию.

Многие спрашивают, будет ли поддержка осуществлять дальше? Это решать правительству, но при нынешней ключевой ставке это не эффективно. Думаю, что мы найдем и предложим другие способы стимулирования жилстроительства.


РСК:  Сегодня Минстрой России принимает активное участие во внедрении БИМ-технологий в общероссийскую практику. Насколько быстро можно переформатировать отрасль в этом сегменте и что мешает сегодня этому процессу?


- Мировая строительная отрасль проходит через процесс серьезной трансформации, связанный с отказом от традиционных методов проектирования и строительства с передачей проектной информации в бумажном виде в пользу инновационных способов реализации проектов. Перед нами стоит задача – перевести строительную отрасль на новый формат мышления и управления проектом в целом и сделать BIM общепринятой практикой на всей российской стройке. При Минстрое созданы рабочая группа и экспертный совет, которые работают над этой проблемой. Предстоит разработать законодательную основу для внедрения этой прорывной технологии, выработать технологическую платформу, создать единый национальный стандарт BIM.

Это важная работа, которая принесет экономический эффект. Мы встречались с нашими британским коллегами, которые рассказали, что у них с мая текущего года весь государственный заказ переведен на проектирование в формате BIM-технологий. И это позволило на 30% снизить стоимость строительства объектов за государственный счет. Данная цифра - не расчет экспертов, а опыт, который приобрела Великобритания. Наша задача выйти на те же решения, что и британские коллеги. Сокращение расходов в экономически непростое время особенно важно. Строительные компании сегодня как никогда нуждаются в повышении рентабельности своего бизнеса, в возможности избежать любых издержек. Компаниям надо уже сейчас основательно знакомиться с информационными технологиями проектирования.

Сегодня на площадке Правительства обсуждается разработанная министерством дорожная карта по поэтапному внедрению технологий информационного моделирования. Уже с 2017 года часть объектов по госзаказу будет строиться с применением BIM, а обязательным требованием применение этой технологии может стать в 2019 году. Дорожная карта предусматривает мероприятия, которые облегчат и упорядочат массовый переход на современные проектирования и управления проектом.


РСК: Как вы оцениваете активность работы учреждений, занимающихся нормированием и ценообразованием, теми сферами, которые в последнее время в силу самых разных обстоятельств оставались в загоне, и теперь приходится наверстывать отставание?


- Темой технического нормирования занимается подведомственный министерству Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве, а вопросы ценообразования сегодня решаются на базе Главгосэкспертизы России.

Государство впервые за 20 лет вернулось в сферу технического нормирования, министерством принят план, согласно которому только до 2017 года будет разработано и актуализировано 247 нормативных технических документов.  Сейчас также выполняются поручения, которые дал Президент по результатам Госсовета по строительству. Предстоит навести порядок в этой сфере, исключить случаи дублирования в системе технического регулирования, которые стали настоящим тормозом для отрасли, создать условия для внедрения современных материалов и технологий. Мы также разрабатываем национальные и межгосударственные стандарты и новые своды правил в строительном комплексе, организуем их экспертизу. Это сложная и важная работа, потому что технические нормы напрямую влияют на обеспечение безопасности зданий, а в конечном итоге и на стоимостные показатели стройки.

В этом направлении мы активно работаем также с нашими партнерами по ЕАЭС. Недавно прошло совещание в Республике Беларусь, где мы с премьер-министром Республики Анатолием Калининым обсудили важнейший документ – Технический регламент ЕАЭС и договорились, что постараемся принять его в первой половине следующего года. Чем скорее все пять стран его примут, тем проще будет отстаивать экономические интересы государств-членов ЕАЭС в области производства и импорта строительных материалов, проектирования и строительства. Но главное - он снимет барьеры для движения бизнеса в рамках союза.

Что касается системы ценообразования, то фундаментом для ее совершенствования стал принятый летом этого года закон, где прописаны новые подходы к вопросу сметного нормирования. Сегодня мы используем базисно-индексный метод расчета сметной стоимости, устаревшую сметно-нормативную базу 2001 года и индексы перевода в текущие цены. Все это не отвечает вызовам времени, поэтому мы постепенно переходим к ресурсному методу. Новая система полноценно заработает в 2018 году, и мы рассчитываем, что ее запуск позволит оптимизировать работу отрасли, исключая ошибки в нормировании и урегулирует деятельность поставщиков ресурсов.

Сейчас мы занимаемся актуализацией и инвентаризацией действующих государственных сметных норм и методик. Готовится постановление Правительства о порядке мониторинга цен строительных ресурсов. Планируется, что уже в следующем году мы в основном наполним систему мониторинга цен на строительные ресурсы актуальной информацией. Я напомню, что в сентябре было подписано постановление о создании Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве. Создание ФГИС ЦС – серьезнейшее решение.


РСК:  Состояние сферы ЖКХ. Последние годы прошли под знаком изменений и здесь. Введение лицензирования, старт капительного ремонта в разных городах. И вместе с этим - падение лифтовых кабин, взрывы газа. Как вы все это прокомментируете? Довольны ли вы темпами преобразований в этой сфере? Уходит ли в прошлое эпоха хаоса и коммунальной неразберихи? Что намечается делать в этой сфере в дальнейшем?


- Наша стратегическая цель - превратить ЖКХ в отрасль, отвечающую современным требованиям людей. Мы в самом начале нашей работы пошли на смелый шаг – ввели лицензирование управляющих компаний. Я долгое время работал в регионе и не раз приходилось слышать жалобы от людей, что управляющая компания работает плохо, а управы на нее нет. Теперь эта ситуация изменилась – созданы условия работы для добросовестных и профессиональных компаний, плохие или некомпетентные не получили лицензию. Всего было выдано 11 тыс. лицензий организациям, обратившимся до 1 апреля 2015 года, отказано в предоставлении лицензии 13% управляющих организаций. У жителей появился эффективный инструмент влияния на УК - они могут сменить плохо работающую компанию своим решением. Введена также ответственность за фальсификацию результатов собрания собственников жилых помещений, чтобы исключить манипуляции этим ресурсом.

Кроме того, мы в корне решаем проблему завышенных платежей за ЖКУ. Ни разу за всю свою деятельность и на посту губернатора не слышал, чтобы УК "ошибались" в меньшую сторону. Это недопустимо, поэтому вводится штраф в пользу потребителя за неверно выставленный счет. Прорабатываем вопрос о прямых договорах между потребителями и ресурсоснабжающими организация, чтобы убрать их цепочки лишних посредников.

Сегодня вместе с нашими коллегами из Минкомсвязи заканчиваем работу над большой государственной информационной системой ГИС ЖКХ, которая позволит каждому гражданину заходить в эту систему, находить свой дом, свою управляющую компанию, проверять начисление платежей и так далее. Работа проделана большая и скоро люди смогут воспользоваться ее плодами. Кроме того, за счет создания современных удобных сервисов будут снижаться расходы на жилищные услуги и повышаться эффективность управления жильем.

Второе стратегическое направление - модернизация коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций. Оптимальным инструментом привлечения частного бизнеса в отрасль мы считаем концессию – коммунальные объекты остаются в собственности у государства, но переходят в управление частнику. Уже создана законодательная баз, позволившая сделать сферу жилищно-коммунального хозяйства инвестиционно привлекательной. Всего за год количество концессий увеличилось вдвое, а инвестиций в 10 раз. Заключено 1217 концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры Важно, что приход частных инвесторов позволил снизить уровень аварийности в теплоснабжении на 47 %, а в водоснабжении на 21 % , а сокращение потерь в тепле составило 18%, в воде - 14%.

Мы хотим запустить систему субсидирования кредитов до 5% в рамках имеющихся у Фонда ЖКХ средств - 5 млрд руб. на 2017 год. Рассчитываем, что эта мера будет востребована. И подтолкнёт концессионеров приходить в регионы и муниципалитеты. 

И третье направление - обеспечение качества жилищного фонда.  Сегодня все больше людей осознают значимость программы капремонта, доверие населения выражается в том числе в собираемых взносах по стране. По нашим данным, собираемость платежей за капремонт составляет в целом по стране почти 80%, а в некоторых регионах более 90%. Это неплохой показатель, демонстрирующий эффективность проводимой по всей стране масштабной модернизации жилья. Всего за прошедшие два года отремонтировано 30 тысяч многоквартирных домов, а к 2018 году мы планируем удвоить эти темпы и постепенно выйти на цифру в 100 тысяч многоквартирных домов общей площадью более 280 млн. кв.метров, что позволит улучшить условия проживания около 11 млн. человек.

Также будет продолжена работа по расселению из аварийного фонда. Дома, которые ремонтировать бессмысленно, мы продолжим расселять. В 2018 году мы запустим новый постоянно действующий механизм расселения. Законопроект и финансовая модель сейчас прорабатываются в Правительстве и далее будет общественное обсуждение этой инициативы.

Что касается лифтов и газа. Суть проблемы одна – обслуживанием этих систем могут сегодня заниматься люди, не имеющие профессиональных навыков. Для устранения правого вакуума в сфере безопасной эксплуатации лифтов специалистами разработан проект Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов. Для наведения порядка с внутридомовым газовым оборудованием в свою очередь разработаны поправки в законодательство, предусматривающие наделение правительства полномочиями по установлению требований к тем, кто обслуживает ВДГО. Также планируется ввести штрафы за нарушение требований по обеспечению безопасного использования и содержания газового оборудования. Соответствующий законопроект в настоящее время рассмотрен Госдумой во втором чтении. Надеюсь, коллеги из парламента поддержат наше стремление принять этот закон в кратчайшие сроки.

Все необходимые подзаконные акты, предусматривающие в том числе наделение Ростехнадзора полномочиями по утверждению требований к организациям, введение обязанности организации при заключении договоров по обслуживанию ВДГО подтверждать свое соответствие утвержденным требованиям, и наделение жилинспекций правом проверять наличие соответствующих договоров в рамках проводимых проверок, уже внесены в Правительство и будут утверждены после вступления в силу закона.

До 5 декабря Жилинспекциям поручено проверить оборудование во всех домах, где есть газ.


РСК:   Какое направление будет для Минстроя России главным в следующем году?


- Мы продолжим работать по всем направлениям, которые я уже перечислил. Но особое внимание предстоит уделить проектам, которые стали приоритетными на национальном уровне. «ЖКХ и городская среда» и «Ипотека и арендное жилье». Оба проекта уже получили свои паспорта.

На реализацию приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» в 2017 году выделят 20 млрд руб. из федерального бюджета. Изначально планировалось направить 5 млрд рублей, но благодаря поддержке Премьер-министра России Дмитрия Медведева и по инициативе партии «Единая Россия» в 2017 году на этот проект будет дополнительно направлено порядка 15 млрд рублей. В паспорте проекта много нововведений: будут изменены принципы управления жилыми домами. В частности, планируется внедрить единый стандарт сервиса управления многоквартирными домами, который будет содержать определение минимального перечня работ и срока их исполнения, время реагирования на обращения потребителя и т.д. Скорее всего, стандарт станет обязательным для УК и будет «зашит» в лицензионные требования.

В направлении городская среда первоочередной мерой станет благоустройство во всех населенных пунктах с численностью населения более 1 тыс. человек, а таких у нас порядка 15 тысяч. Это благоустройство дворов, парков, скверов и реализация минимум 1-го знакового проекта в муниципалитете, например, комплексное благоустройство улицы или парка с ремонтом тротуаров, озеленением, установкой освещения. Также в рамках этого направления планируется проводить обучение по формированию городской среды до 500 региональных и муниципальных специалистов в год.

Более 110 млрд рублей предполагается направить на реализацию второго приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». Определен объемом ввода жилья, количество выдаваемых ипотечных кредитов, объем ежегодного финансирования приоритетных проектов и коэффициентом доступности. Рост количества ипотечных кредитов должен составить с 700 тыс. штук в 2015 году до 1 млн кредитов в 2018 году и 1,2 млн в 2020 году. Объем финансирования «пилотных» проектов арендного жилья составит 15 млрд руб. в 2018 году и 20 млрд руб. в 2020 году.

В целом на достижение целевых показателей в рамках приоритетного проекта будет направлено 80 млрд руб. из федерального бюджета и 34 млрд руб. из региональных бюджетов. Минстрой уже разработал правила по предоставлению поддержки проектам жилищного строительства. К концу года мы начнем работу по отбору проектов, а в начале 2017 году планируем приступить к их реализации.