ГИС обеспечит прозрачность и комплексность

Photo

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев представил новый для отрасли ЖКХ продукт, разработанный по заказу Минстроя РФ – Государственно-информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Работа над ней шла более трех лет. 

Пыльные папки об оплатах и стоимости услуг ЖКХ скоро уйдут в прошлое! С 1 июля 2017 г. органы власти и все организации сферы ЖКХ будут обязаны размещать информацию на этом электронном портале. Информация станет огромной базой открытых сведений и аналитических данных о состоянии отрасли ЖКХ. Ее смогут использовать в своей работе органы власти, общественные организации и СМИ. Полезна она и для частных лиц и участников рынка: любой в личном кабинете сможет увидеть состояние выставленных счетов за услуги ЖКХ.

Министр сослался на портал госзакупок: когда его открыли, уже никто не стал отчитываться – куда и на что пошли деньги бюджета. И теперь вместо сбора информации на разрозненных сайтах все интересующее можно найти в одной базе. Общественный контроль от этого только выиграет: чем меньше закрытой информации, тем проще понимать и отслеживать состояние коммунальной сферы.

Для того чтобы создать такую систему, необходимо было сформировать нормативно-правовую базу – выпустить два Федеральных закона, №209 и №263, 15 совместных с Минкомсвязи и Минстроя РФ приказов, которые подробно описывают то, как должна работать ГИС ЖКХ. Со всеми субъектами РФ были подписаны соглашения о пилотировании системы в 2014–2016 гг. Прошло более 500 семинаров, конференций, где шла разъяснительная работа о том, какие именно сведения должны быть представлены создателям портала.

Служба поддержки ГИС ЖКХ работает ежедневно и круглосуточно, в нее можно обратиться всем – проживающим от Калининграда до Владивостока и получить все ответы на все вопросы. По имеющемуся опыту работы 70% обращений связаны с телефонными звонками, остальное касается обращений в личные кабинеты. На звонки отвечают каждые 7 секунд, на обращения в личные кабинеты – 6 дней. Средний срок ответа – 2,5 дня. По статистке апреля клиенты (организации ЖКХ) на 92% удовлетворены ответами клиентов.

Ключевой принцип Минкомсвязи – сделать портал только на отечественные деньги, без вмешательства иностранных инвестиций. Главным инвестором выступила «Почта России». Проект должен окупиться в 2022–2023 гг. И еще один важный принцип – полная добровольность. Если гражданин хочет, как прежде, получать платежку в почтовый ящик и не пользоваться сведениями портала, он волен поступать именно так. Если же он хочет использовать ГИС ЖКХ, то получает не только информацию, но и защиту своих прав: с 1 июля 2017 г. коммунальные организации обязаны размещать информацию на портале, ответственность наступает с 1 января 2017 г. Если на портале нет данных о тех или иных услугах, полученных организацией или физлицом, можно вообще не оплачивать их. Такая норма станет стимулом для коммунальщиков открывать и размещать данные, таким образом система будет пополняться. Исключение составляют Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, которые будут подключаться к ГИС ЖКХ в 2019 г. Если человек зарегистрирован на портале Госуслуг РФ, никакой дополнительной регистрации в ГИС ему проходить не надо. Таких в России 30 млн граждан.

Сейчас в системе порядка 75 тыс. коммунальных организаций. В их числе – все управляющие компании, ТСЖ и ЖСК – 77%, ресурсоснабжающих организаций – 88%, все органы власти, более 11 млн домов, 38 млн – лицевых счетов, 10 млн индивидуальных приборов учета, 533 кредитные организации, которые передают факты оплаты в систему. Сейчас в ГИС ЖКХ содержится 500 000 000 данных об оплате услуг. Чем это удобно? Где бы человек ни оплатил счет – хоть во Владивостоке или Калининграде – факт платежа можно зафиксировать в личном кабинете в любом городе России.

Промышленный запуск системы в эксплуатацию произойдет 1 июля 2017 г. Правда, в ходе сбора информации выяснилось, что у регионов есть масса своих особенностей – до этого о них их руководства не заявляли. Регионы вообще отнеслись к передаче данных по-разному: например, власти Карелии передали только 55% необходимых данных, а соседняя с Карелией Мурманская область – 100%.

Ключевым направлением стала защита данных. Система, по словам М. Евраева, система имеет третью категорию защиты, ежедневно и ежечасно ее проверяют антивирусы.


При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.