Нужен ли городу стиль? - Эксперты

Нужен ли городу стиль?

Photo

Образ, стиль, лицо – это то, что необходимо как старому городу, существующему, может быть, несколько столетий, так и новому промышленному центру, созданному относительно недавно. Вопрос в том, насколько радикальны те изменения, которые могут потребоваться. И кто готов привнести их.

«Приметы городов» становится уже традиционным для Международной выставки по архитектуре и дизайну «АРХМосква» мероприятием, где активно обсуждаются судьбы российских промышленных и исторических центров.

Яркие примеры тому – два российских города, Гороховец Владимирской области и Анадырь на Чукотке, русская глубинка и далекий северный город рыбаков, охотников и промышленников. Что может сближать такие точки на карте, так это численность населения (12 тыс. жителей) и, к сожалению, полная их пассивность. Именно поэтому роль преобразователей приходится взять на себя людям, пришедшим со стороны.

У Гороховца есть шанс войти в список городов, находящихся под патронажем ЮНЕСКО. Организация, которая, правда, очень подолгу рассматривает процедурные вопросы подобного рода, ценит в первую очередь наличие хорошо сохранившихся исторических ландшафтов, не измененных никакими современными преобразованиями. Гороховец именно таков: взгляд на панораму города открывает обилие старых приземистых домов, церквей и храмов, прекрасные перепады высот, холмистость местности, живописные окрестности реки Клязьмы. Получается противоречие, которая отметила модератор дискуссии Юлия Зинкевич: если естественное развитие и процветание любые преобразования подразумевает, то в глазах авторитетных зарубежных экспертов они могут оцениваться только как негативные. В моногороде есть крупный элеватор и один колледж. Там проживают 12 тыс. жителей. В 2018 г. Гороховцу исполнится 850 лет. Поблизости есть небольшой горнолыжный курорт, но почти нет гостиниц и кафе в центре. И при этом совершенно очевидна «историческая» ценность и преимущество этого места: из 12 сохранившихся в России каменных палат XVII в. девять находятся в Гороховце. В городе есть несколько хорошо сохранившихся исторических объектов – дом Шорина, бывшего богатого судостроителя, в доме создан музей прикладного творчества. Есть в городе краеведческий музей, но совершенно нет общественных сил, которые бы продвигали Гороховец как бренд, способный заинтересовать собой не только многочисленные съемочные группы, но и туристов, способных оценить и красоту, и историческую ценность города, принести сюда деньги. Изучавшая ситуацию в Гороховце специалист по брэндингу Наталья Рыбальченко из КБ «Стрелка» провела исследовательскую работу  и сделала не самый оптимистический вывод. В городе разобщены жители, общественность лишена той энергии, заинтересованности, которые важны для повышения интереса к  месту. По мнению Рыбальченко, это город «закрытых на замочки людей». Местное руководство часто меняется.

Сегодня Гороховец можно считать малоуспешным в отношении продвижения себя в качестве туристического центра городом, хотя потенциал  в виде богатого исторического наследия в нем существенен. Значит, со временем могут произойти позитивные изменения – как внешние, так и внутренние.

Другой пример – очень отдаленного от центра города России – Анадыря. Никаких исторических объектов в нем нет. И при этом администрация посчитала необходимым придать городу с населением 12 тыс. человек интересный внешний вид, вывести из того однотипного скучного круга образов, которые сложились стихийно – сопки, застройка пятиэтажками серии «Арктика» (по внешнему виду схожие с обычными хрущевками, только на сваях), в центре – огромная угольная ТЭЦ. Словом, невыразительный черно-белый ландшафт. В 2001 г. в город была приглашена имиджевая компания «Е-программа». Что предложила имиджевая компания в первую очередь, так это полностью изменить колористику города, наполнить его яркими сочными «южными» цветами. Такими стали крыши, стены домов, а свободные от окон торцевые части зданий были декорированы фигурами местной фауны, петроглифами, которые были обнаружены в этих краях 4 тыс. лет назад. Город радикально изменился за счет цвета, причем в довольно короткие сроки.

Компания идет по этому пути уже довольно долго. Примерно в таком же ключе была решена судьба предприятия в городе Челябинске. Челябинский трубопрокатный завод (ЧПТЗ) был обычным местным промышленным монстром – трубы, серые корпуса, грязно-стальные машины и механизмы... Применение нового дизайн-кода, предложенного компанией, полностью изменило не только интерьеры, но даже деятельность предприятия. Конструкции поменяли свой цвет, появились интересные непривычные детали – деревянные порталы в виде переходов из цеха в цех, открытые прозрачные пространства, куда хорошо вписались кабинеты руководителей. Это проявило себя сразу – производительность повысилась на 20%! Изменилась спецодежда, появилась зона алкоконтроля. Сейчас на предприятие водят экскурсии, оно стало популярным у местной молодежи.

Но до каких масштабов надо производить изменения? Всегда ли они уместны? На этот вопрос выходец из Твери Никита Маликов отвечает так: «Тверь – тихий город, и он должен таким оставаться. В этом его особенность. Не всегда и не везде должна бурлить жизнь». Маликов сожалеет, что энергичные и активные деятели могут действовать в условиях наличия бюджетов, причем приличных. А надо научиться улучшать среду в городах с небольшими финансовыми возможностями. Он привел интересную параллель: стоимость работ по мощению Крымской набережной адекватна бюджету города Твери. При этом самое неприглядное лицо имеют районы города с панельной застройкой. Что делать с ними? На многие вопросы надо ответить уже в ближайшее время». Но навешивать столичность на такие города – бессмысленно, уверен Маликов, становясь все более вовлеченным в процессы городского управления через общение, а иногда и конфронтацию с руководством города.

Конфронтация возникла и в Нижнем Новгороде. Общественность очень гордится, что город вырос на месте слияния двух мощных рек – Оки и Волги. Стрелка значительно меняется в плане застройки с возведением там огромной циклопических масштабов спортивной арены, которая не вписывается в местность, считает Марина Игнатушко. Областные власти готовятся вести преобразования вокруг сооружения, на берегу реки. Но идею, которая легла в основу проекта, общественность считает неуместной. Пока предполагается, что вдоль берега реки на Стрелке должны появиться здания в стиле начала прошлого века, а вокруг будет разбит православный парк воинской славы. По сути, кладбище в центре города, что общественность считает не самой хорошей идеей.

Никита Сучков из Екатеринбурга считает, что развивать интерес к городу мешает недооценка стиля конструктивизм, который можно было бы поддерживать более активно. При этом он ссылается на опыт голландских городов, сумевших построить имидж на сочетании стихий – воды, земли и воздуха, развивать проекты с учетом таких ярких природных особенностей. 

В качестве положительного примера был упомянут Саратов. Город активно развивает дизайн-код, единое оформление вывесок, навигации и пр. Это хорошо прослеживается на проспекте Кирова, купеческой улице конца XIX века. Городские улицы разделены на два типа – исторические (появившиеся на карте до 1956 года) и более поздние. Идет активное обсуждение размера рекламных вывесок, их внешнего вида и уместности в целом.

В ходе дискуссии прозвучало высказывание Уинстона Черчилля: «Сначала мы придаем форму зданиям, а потом эти здания придают форму нам». Это можно отнести не только к зданиям, но и ко всей вещественной городской культуре, тому, как она влияет на жителей и производит впечатление на гостей города.


При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.