На контрольных рубежах - Эксперты

На контрольных рубежах

Photo

ФАУ «Главгосэкспертиза» России рассмотрела проект реконструкции и технического перевооружения главных воздушных ворот города Кирова — аэропорта «Победилово». До этого ФАУ одобрила  проект реконструкции тренажерно-испытательной базы Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в Звездном городке. Кроме того, Главгосэкспертиза России провела проверку достоверности определения сметной стоимости строительства фондохранилища и инженерных сетей Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе. 

Эти и другие события – часть огромной работы, которую проводят специалисты ФАУ  в рабочем порядке. О деятельности организации в рамках проходившей  Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы» рассказал начальник  ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов.

По оценкам Манылова, Государственную и негосударственную экспертизу проектной документации и  инженерных изысканий осуществляют в Российской Федерации 598 организаций, в которых занято более 20 тыс. человек,  6 тыс. из которых – аттестованные эксперты. Совокупный объем услуг государственной и негосударственной экспертизы по итогам 2016 г. составил порядка 80 тыс. единиц заключений. Две трети от общего объема услуг, а это 54 тыс. заключений ежегодно, приходится на организации государственной экспертизы.

Система государственной экспертизы России сегодня представлена шестью организациями, действующими на всей территории страны – это ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ведомственные экспертизы Росатома, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардии. На территории каждого субъекта Российской Федерации действуют региональные организации преимущественно в организационно-правовой форме автономного учреждения (92%), представлены также и иные формы учреждений, в отдельных субъектах соответствующие полномочия осуществляют органы государственной власти (3 %).

В системе государственной экспертизы занято 5,2 тыс. человек, причем доля аттестованных экспертов в структуре персонала довольно велика – в Главгосэкспертизе России это 53% (607 экспертов), в региональных экспертных организациях – в среднем порядка 43% (1733 эксперта).  По итогам 2016 г., совокупный объем услуг по государственной экспертизе, проверке достоверности составил почти 54 тыс. выданных заключений.

Система негосударственной экспертизы России сегодня представляют 564 аттестованные организации, действующие на всей территории страны. Общая численность персонала составляет порядка 14,5 тыс. сотрудников. По итогам 2016 г., совокупный объем услуг по негосударственной экспертизе составил порядка 24 тыс. выпущенных заключений.

Основной объем услуг негосударственной экспертизы оказан в Центральном федеральном округе Российской Федерации (порядка 8 тыс. выпущенных заключений или 33% от общего объема заключений негосударственной экспертизы), далее – Уральский и Приволжский округа (порядка 4,5 и 3 тыс. заключений соответственно). Наименьший объем выпущенных заключений в Дальневосточном федеральном округе – около 250.

Основным документом, регламентирующим полномочия государственной и негосударственной экспертизы, является Градостроительный кодекс РФ. Основным правилом в ГрК РФ определено, что застройщик или технический заказчик выбирает, куда ему обратиться – в государственную или негосударственную экспертизу. Однако если строительство или реконструкция объекта капитального строительства финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то обязательно прохождение государственной экспертизы.

Также проведение государственной экспертизы обязательно, если объект является особо опасным, технически сложным, уникальным; если это объект обороны или безопасности; если расположен на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море России, по ряду других объектов, которые прямо установлены действующим законодательством. При этом по такого рода объектам государственную экспертизу в России проводят только организации федерального уровня (отдельные полномочия в г. Москве реализуются также Мосгосэкспертизой).

Основной объем услуг оказывается по государственной экспертизе – 69% от общего объема оказываемых услуг. Следует отметить, что некоторые организации государственной экспертизы оказывают в том числе и услуги по негосударственной экспертизе. Правда объем таких услуг невысок и составляет всего 1% от совокупного объема услуг по государственной и негосударственной экспертизе. Услуги, оказываемые организациями государственной экспертизы, имеют важное значение еще и потому что результаты этой работы существенным образом влияют на строительную отрасль через «призму» оценки качества подготовки смет, часто обеспечивая существенную экономию средств, как федерального, так и региональных бюджетов.

Запланированный объем инвестиций исходя из заявленной сметной стоимости строительства объектов, по которым были представлены документы в 2016 году, составил порядка 3 трлн. 715 млрд руб. По итогам 2016 г., экономия только прямых затрат на строительство составила порядка 534 млрд руб., значительную часть из которых составляют средства федерального и региональных бюджетов. 

При этом вклад Главгосэкспертизы России в общую экономию инвестиционных средств составил более 55% – порядка 296 млрд руб.  частности, в 2016 г. региональными организациями государственной экспертизы подготовлено около 23,9 тыс. заключений по итогам проведения оценки соответствия сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства государственным сметным нормативам. Общая заявленная стоимость строительства по объектам в регионах составила порядка 2,2 трлн руб. и была снижена на 10,8%, что в абсолютном выражении составило сумму более 238 млрд руб. За тот же период ФАУ «Главгосэкспертиза России» было подготовлено 1 183 заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости, заявленная общая стоимость строительства которых составила порядка 1,5 трлн. руб., а достигнутое снижение этой стоимости – 296 млрд руб. или на 19,6%.)

Итоги 2016 года

По оценкам Манылова, 2016 г. был богат на значимые события, и в жизни государственной экспертизы произошли существенные изменения. Так, важным итогом года для всей строительной отрасли стал полный переход системы государственной экспертизы России на безбумажные технологии документооборота.

С 1 сентября проектная документация и результаты инженерных изысканий объектов, капитальное строительство или реконструкция которых осуществляется с участием средств федерального бюджета, представлялись в Главгосэкспертизу России только в электронной форме. 

С 1 января 2017 г. осуществлен полный перевод процедуры подачи проектной документации на новые технологии, в том числе в региональных экспертных организациях. В течение всего 2016 г. региональные экспертные организации вели подготовку к переходу на оказание услуг в электронной форме. Если в начале 2016 г. доля готовность региональных экспертных организаций составляла, готовых к предоставлению услуг в электронном виде, составляла порядка 50%, то к концу 2016 г. она уже составила 99%. 

Некоторые из них, а также Главгосэкспертиза России, были готовы к приему документов в электронном виде до определенных законодательством сроков. Так, в 2016 г. более 6 000 заявителей воспользовалось сервисом электронного взаимодействия с Главгосэкспертизой России, а в электронной форме было подано 1 154 комплекта документации.

В Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Главгосэкспертиза России – автономное учреждение, подведомственное Минстрою России. Как у любого автономного учреждения в РФ органами управления Главгосэкспертизы России являются Наблюдательный совет и начальник Главгосэкспертизы России. 

Возглавляет Наблюдательный совет Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А.Мень. Структура Главгосэкспертизы России состоит из центрального аппарата, расположенного в г. Москве и состоящего из 24 управлений, а также из 12 филиалов.

Центральным аппаратом Главгосэкспертизы России осуществляются не только административно-управленческие, но и производственные функции, причем в центральном аппарате проводится государственная экспертиза по наиболее сложным объектам капитального строительства.

В Главгосэкспертизе России сформирован высококвалифицированный кадровый состав профессионалов с большим опытом (20 и более лет) производственной, проектной, научной и экспертной работы в области градостроительства и строительных решений. 65 человек имеют степень кандидата или доктора наук. Численность работников в центральном аппарате и всех филиалах сопоставима (621 и 686 шт. единиц соответственно). Следует отметить, что филиалы действуют на всей территории России. Ряд филиалов был создан относительно недавно в 2015 – 2016 гг. Разграничение полномочий по проведению государственной экспертизы между филиалами Учреждения проведено по территориальному принципу, основанному на административно-территориальном делении России на федеральные округа.

В целом, в течение 2016 г. Главгосэкспертизой России было подготовлено 5388 заключений, около половины из которых (2610) подготовлены по объектам, финансирование строительства которых планировалось осуществлять с привлечением средств федерального бюджета.

В истекшем году Главгосэкспертизой России рассмотрена проектная документация по таким знаковым проектам как строительство моста через Керченский пролив, проекты стадионов для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, проекты зданий и сооружений космодрома «Восточный», проекты федеральных трасс М-4 «Дон», М-7 «Волга», М-5 «Урал», проекты аэропортов в Москве, Симферополе, Нижнем Новгороде, Сочи и других городах России.

Основной объем услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации формируется по четырем ключевым группам объектов капитального строительства:

– объекты нефтегазовой промышленности,

– объекты транспортного строительства,

– объекты жилищно-гражданского назначения, 

– объекты коммунального хозяйства. 

Доля этих объектов в общем объеме подготовленных заключений по итогам последних нескольких лет составляет 80-83%.

Несмотря на то, что структура отраслевой принадлежности объектов, документация по которым поступает на рассмотрение в Главгосэкспертизу России в целом остается достаточно стабильной, просматриваются тенденции к сокращению доли объектов нефтегазового сектора (с 38,9% в 2013 году до 34,0% в 2016 году) и постепенное ее перераспределение в пользу объектов транспортного строительства, химической промышленности, коммунального хозяйства.

На протяжении многих лет основной задачей государственного масштаба для Главгосэкспертизы России остается предупреждение аварий техногенного характера путем выявления и устранения ошибочных решений при проектировании особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. 

При проведении государственной экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства ежегодно устраняются тысячи ошибок, которые могли привести к сотням аварий с тяжелыми и катастрофическими последствиями. 

В 2016 г. технические решения, которые могли привести к риску возникновения аварийных ситуаций выявлены в более чем в 20% случаев, по 908 объектам.

Новые задачи экспертизы

Переход на электронную форму представления документации – это только начало предстоящих преобразований. В 2016 г. принят ряд ключевых решений.

В Градостроительный кодекс РФ внесены новеллы, направленные на повышение эффективности капитальных вложений при строительстве за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственных корпораций, компаний, а также регулирующие вопросы ценообразования и сметного нормирования в градостроительной сфере и предусматривающие ведение Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации.

За Главгосэкспертизой России закреплены новые полномочия в сфере ценообразования и сметного нормирования, в частности по выполнению работ в рамках мониторинга цен строительных ресурсов и формированию подлежащих представлению в Минстрой России информации и материалов, необходимых для определения сметных цен строительных ресурсов, по формированию информации и материалов, необходимых для утверждения сметных нормативов, в том числе сметных норм, методик применения сметных норм.

Логичным продолжением этих изменений стало принятие решений о создании Главгосэкспертизой России в 2017 г. сразу двух государственных информационных систем – федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации и федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, призванных обеспечить в том числе консолидацию сведений о реализованных экономически эффективных проектах, мониторинг цен строительных ресурсов, информационную поддержку при отборе экономически эффективных проектов с наиболее оптимальным соотношением стоимости и характеристик объектов капитального строительства.

Все это должно сформировать необходимые условия для существенного изменения подходов к реализации новых проектов строительства, значительно облегчив их проектирование, оценку затрат, и повысить экономическую эффективность капитальных вложений в целом.

Основная цель – обеспечить качество проектирования, экспертизы и строительства, оптимизировать время и стоимость строительства.  


При перепечатке статьи ссылка на источник новости обязательна.