Расскажите о стандартах жилой застройки, которые вступили в силу 8 августа. Как влияет на архитектуру формализация и стандартизирование?
Стандарты жилой застройки – это набор инструментов, а не конкретные правила, что и с чем надо сочетать. В этом документе мы определили некую качественную планку, ниже которой падать нельзя. А выше этой планки уже начинается творчество. То есть мы определили набор требований из серии «ликвидация безграмотности», например, что разные материалы не стоит сочетать в одной плоскости, виды озеленения, которые рекомендуются использовать. Мы прописали в стандартах то, что нельзя делать. Например, нельзя делать мусоропроводы в многоквартирных жилых домах, потому что политика региона – это раздельный сбор мусора. Прописав то, что нельзя, далее мы не занимаемся регулированием творческих порывов. Потому что требование делать вход с уровня земли и повышенную высоту первого этажа в жилых домах вряд ли остановят творчество хорошего архитектора.
Кроме того, в процессе создания этих стандартов в качестве консультантов мы привлекли действующих архитекторов и проектировщиков, после чего какие-то аспекты были добавлены, какие-то убраны. Затем показали стандарты жилой застройки социально ответственным застройщикам. Вопреки нашему ожиданию они не пытались уменьшить количество требований, а наоборот, предложили что-то добавить, например, некоторые инженерные решения, о которых мы не задумывались тогда. Стоит сказать, что наши стандарты делятся на два блока. Один применяется ко всей жилой застройке, другой применяется к домам, которые строятся по программе реновации. И во втором случае у нас к застройщикам очень жесткие требования. Мы, конечно, не прописывали цвет обоев, но подробно описали качественные характеристики: пропорции и минимальную площадь комнат и кухни в квартирах, требования к характеристикам отделочных материалов, инженерных систем, качеству лифтов. Более жестко мы подошли к проектам по реновации еще и потому, что в случае свободной покупки квартиры человек волен выбирать и ошибаться, но жилье по реновации предоставляется людям, живущим в ветхих домах, поэтому мы обязаны брать на себя ответственность за качество этого жилья.
Как бы вы оценили качество архитектурных решений новой застройки в Московской области: жилье, офисы, торговые центры? Влияет ли на него работа Рабочей группы Архитектурной комиссии Градсовета МО? И, главное, в какую сторону?
Я считаю, что благодаря нашей Рабочей группе Архкомиссии в Московской области обеспечено высокое архитектурное качество новых проектов.
У нас на старте проектов, когда они только попадают к нам на рассмотрение, наблюдается неоднородная ситуация. Если говорить об объектах жилого назначения, большая часть проектов действительно отличается хорошим качеством. Одна из причин очевидна — у застройщиков идет настоящая битва за покупателей. Такие проекты, как правило, уже соответствуют стандартам жилой застройки, и в процессе работы мы их только дошлифовываем. Что же касается работы с бюджетным блоком, куда входит социальная инфраструктура, аварийный фонд, который мы расселяем в рамках программы по аварийному жилью (не надо путать с реновацией), то тут мы должны быть еще и рачительными хозяевами. Много лет назад был создан Центр бюджетного строительства на базе Министерства строительства МО, куда входят представители экспертизы, Мособлархитектуры. ЦБС контролирует качество архитектурных решений социальных объектов на всех этапах, и потому большая часть проектов на стадии Архитектурной комиссии меняется только с точки зрения фасадов.
К сожалению, я не могу сказать то же самое про коммерческие проекты – магазины, рынки, торговые центры, гостиницы, бизнес-центры. Для нас это больная тема, потому что, с одной стороны, нам важно, чтобы как можно быстрее начал работать бизнес и повышалась инвестиционная привлекательность региона, но, с другой стороны, если не регулировать архитектурно-градостроительный облик, мы будем продолжать плодить тот неприглядный фонд объектов капстроительства, которыми сейчас пестрит Подмосковье. К сожалению, если дать возможность выбирать, только каждый десятый девелопер выберет качественные материалы, привлечет архитектора, а не проектировщика. Печально, когда экономят на архитекторе, потому что ответственность проектировщика заканчивается, когда его работа оплачена, в отличие от архитектора, который лично отвечает за спроектированное им здание. Более того, ошибки нерадивых проектировщиков выливаются в дополнительные затраты девелопера. В результате он тратит больше денег на исправление недочетов, чем потратил бы на хорошего архитектора.
Какую главную проблему с архитектурной точки зрения вы видите в городах Подмосковья?
Я бы назвала проблему, которая не столько архитектурная, сколько градостроительная. За счет поддержки в предыдущие периоды точечной застройки сегодня мы столкнулись с проблемой нехватки объектов инфраструктуры – поликлиник, школ, детсадов, дорог, инженерии. Несовершенство законодательства в то время позволяло девелоперу формально согласовывать проект с инфраструктурой, но не строить ее по факту. Второй вызов, с которым мы сейчас работаем, — проблема ветхого и аварийного жилого фонда. И при реализации программы реновации наша задача не только строить новое современное жилье, но и резервировать территории и создавать структуры и пространства, которые потом заживут своей жизнью: сегодня там воркаут, завтра скейтинг – нам не угнаться за меняющимся миром, пусть жители и ситуация сами определят, что здесь будет. Поэтому, я считаю, что при застройке больших территорий нужно значительную часть отдавать под общественные пространства. Будущее, по моему мнению, за локальными комьюнити, которые будут иметь возможность организовывать свою жизнь и досуг локально, в своем районе.
Как пандемия повлияла на взгляд архитекторов на то, как должен застраиваться и функционировать город?
Я бы не использовала слово «город», скорее, здесь нужно говорить о развитии градостроительных идей. Так вот, один из главных пандемийных трендов – развитие индивидуальной жилой застройки. Эта динамика сохраняется последние несколько лет. Московская область уже разработала нормативную базу для кластеров индивидуальной жилой застройки. Чем она характеризуется? Там будет больше самозанятых людей или людей, которые работают на «удаленке», и стандартная норма 50-процентного работающего населения там уже не работает, там будет всего 20%. Потому что 30% людей, которые решают выехать за город в эти коттеджные поселки, это люди, которые выходят в удаленный режим или работают в смешанном графике: неделю на «удаленке», неделю в офисе. Однако нужно понимать, что полностью уход на удаленную работу невозможен: рвутся социальные связи, страдает институт ученичества и креативный процесс. Поэтому люди, скорее, будут выбирать смешанные формы и находить баланс между удалением и социализацией. Это показывают последние исследования девелоперов, которые планируют новые коттеджные поселки. Сегодня они ориентируются на целевую аудиторию, которая 2/3 времени проводит в посёлке, 1/3 в офисе, к примеру. Конечно же, эти кластеры должны быть обеспечены всеми объектами социальной инфраструктуры.
Какой стиль или архитектурная школа вам ближе?
Я вот вам что скажу: я вообще за школу, за школы, за любые. Не бывает плохих или хороших стилей, бывает плохо сделанный в подражании какому-нибудь стилю проект, бывает неуместная архитектура. Если архитектор работает, к примеру, в исторической ткани застройки, там может быть и стеклянный хайтек, и историзм, если они сделаны талантливо и качественно, но вряд ли там, да и где бы то ни было, будет уместен красный пластиковый сарай. Но я считаю, что, когда архитектор получает приставку «главный», он перестает иметь право на собственные предпочтения. Он может только оценивать уровень мастерства. В противном случае он методом коврового бомбометания сделает весь регион похожим на самого себя. Кроме того, тут есть морально-этический момент: «главный» дает инструмент воздействия на коллег и навязывания собственных вкусов, потому что с тобой просто не будут спорить по большей части. Работу главного архитектора можно сравнить с модератором дискуссии, дирижером. Это другой вид архитектуры, системная архитектура, я бы сказала. Моя задача – модерировать процесс, дирижировать оркестром, а уж кто мне нравится – это сейчас не имеет значения.