Каким был для вашей компании 2021 год? Каких успехов вам удалось добиться? Как преодолевали трудности?Одним из проектов нашей группы компаний является MallSide, компания, специализирующаяся на консалтинге и брокридже коммерческой недвижимости. В этом году портфель компании пополнился таким партнером как ГК «Пионер», и мы считаем это серьезным достижением. Развивались и другие проекты, в частности, универмаги российских дизайнеров. Это направление в этом году позволило нам выйти на Дальний восток – в ТЦ ТТТ в Благовещенске открылся универмаг SLAVA, аналогичное пространство – в Екатеринбурге, успешно продолжает работать флагманский одноименный универмаг в Санкт-Петербурге, в ТД «Пассаж» и еще один в аэропорту «Шереметьево».
С трудностями мы столкнулись при запуске онлайн агрегатора YOONE, куда собрали порядка 1000 российских производителей одежды, но я надеюсь, что проект получит развитие в следующем году, учитывая благоприятные условия российского рынка.
Из личных достижений я бы вспомнил свое летнее путешествие с супругой на мотоцикле «Харлей» из Москвы во Владивосток зигзагом по самым знаковым городам России. Мы провели массу интервью, изучили самые интересные объекты коммерческой недвижимости, и, конечно, получили массу впечатлений. Этот опыт пригодился по возвращению – приобретенные в дороге навыки помогли стать довольно успешным модератором – я провел несколько мероприятий, посвященных торговой недвижимости, и участвовал в жюри таких проектов, как Proestate, МКММ (Международный конкурс молодых модельеров), принял участие в подготовке и проведении Международного форума моды в Санкт-Петербурге.
О каких планах на ближайший год (два) вы готовы рассказать.
Пока самым важным для меня остается равномерное развитие всех проектов – это и консалтинг в сфере торговой недвижимости, и открытие магазинов российских дизайнеров (офлайн и онлайн), популяризация российской моды, и участие в спасении ТЦ, которые (ни для кого не секрет) сегодня переживают кризис.
Реально ли в ближайшие годы ожидать реализации проектов реновации в регионах? Если это станет реальностью, готовы ли вы участвовать?
Конечно, я считаю, что реновация в регионы придет – она необходима — во-первых, и откроет массу перспектив для бизнеса — во-вторых. Как предприниматель, я вижу для себя возможности выхода во многие регионы при условии появления новой инфраструктуры и среды. И если уж на то пошло, начинать можно с тех же ТЦ – так уже исторически сложилось, что торговая недвижимость часто определяет или опережает урбанистику. Города всегда формировались вокруг торговли, там, где появляются торговые центры, формируются точки притяжения и сегодня. По крайней мере, в отношении регионов это может быть вполне справедливым заключением. Если торговые центры перестанут быть просто торговыми точками, обеспечат кварталам или районам досуг, общение, обретут некое культурное значение, то сформируют новый квартал или район, где люди будут стремиться купить жилье.
Какой формат столичной недвижимости будет в ближайшие годы наиболее востребован?
Я считаю, что это апартаменты. Если отойти от этих привычных тем про более высокие налоги (что не всегда так) или про невозможность прописки (что тоже не всегда так), то останется только более низкая цена, чем квартиры со статусом жилья, и более гибкое пространство. Если во многих квартирах возможности по ремонту/перепланировке ограничены, то формат апартаментов более пластичен, а это в большей степени отвечает запросу более молодого поколения. Вкупе с локацией, которая бы отвечала их требованиям, апартаменты для них очень желанный продукт с точки зрения функциональности и возможности использовать пространство под любые нужды.