Тобольские общественники всерьёз обеспокоены судьбой произведений народного художника России Германа Черёмушкина. Монументальные произведения искусства живого классика – мозаичные панно, расположенные на различных зданиях города, находятся в удручающем состоянии и могут быть навсегда утрачены.
Речь идёт о мозаиках, расположенных на зданиях бывшего ГПТУ-11 – «Молодые строители» (1986 год) и «Инструменты» (1989 год). Здание находится в федеральной собственности, в настоящее время законсервировано и не функционирует. Оно передано в оперативное управление налоговой службы.
Ещё большее беспокойство вызывает мозаичное панно «Солнце, воздух и вода», расположенное в здании спортивного комплекса мкр. Менделеево. Здание бывшего бассейна заброшено, и произведение искусства разрушается вместе со зданием.
Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с законодательством на государственную охрану могут быть поставлены исторические объекты, с момента создания которых прошло не менее 40 лет.
Ранее в Тобольске уже были утрачены два барельефа народного художника – на зданиях ДК «Синтез» и железнодорожного вокзала.
В защиту культурного наследия уже высказывался президент российской академии художеств Зураб Церетели, но это ситуации не помогло. В своем письме на имя главы города в 2019 году он писал:
«Считаем мозаики большим духовным вкладом в отражение того времени, времени прославления человека мира, доблестного труда, благородства, совести, солидарности, гордости за нашу страну, созидателя материальной и духовной культуры».
По мнению Церетели, монументальные произведения искусств, созданные художником, отражения исторической эпохи не только Тобольска но и всей России. Однако письмо известного художника никаких последствий пока не возымело.
Депутат Государственной Думы, академик РААСН, профессор РЭУ им. Плеханова Владимир Ресин считает, что наследие советского периода заслуживает уважительного отношения. «Если вымарывать из градостроительного облика города каждый раз при смене поколений или курса яркие, любимые народом архитектурно-исторические свидетельства, то у такого народа не останется исторической памяти, не останется корней. А, значит, у такого народа не будет и будущего. Уверен, властям региона необходимо скорее найти решение для сохранения этого городского наследия, возможно включить их в какие-либо федеральные или региональные программы – ведь эти объекты уже являются достопримечательностью Тобольска, их необходимо включить в туристические маршруты города. А защитникам наследия имеет смысл обратиться к их представителю от Тюменской области в Государственной думе, чтобы в опоре на законодательство расставить точки над «и» в этом вопросе.
Можно сколько угодно спорить по идеологическим вопросам, но произведения искусства нужно сохранять, — подчеркнул Ресин. – Тем более, когда их ценность подтверждена мнением такого уважаемого человека, как Зураб Константинович Церетели».
Герман Черёмушкин – советский художник-монументалист, народный художник России, почётный член Российской академии художеств. Его работы находятся в двадцати музеях по всему миру: в Югославии, Чехословакии, Мексике, Пакистане, Польше, Индии, Финляндии, Дании, Франции, США. Четырнадцать работ Черёмушкина приобрела Государственная Третьяковская галерея.