Каким был для вашей компании 2021 год? Каких успехов удалось добиться? Как справлялись с трудностями?
2021 год был для нашей компании достаточно стабильным и успешным. Локдауны и ограничения FM-компанию затрагивают в меньшей степени, чем другие отрасли. Все-таки даже если торговый или офисный центр не работает, там все равно необходимо поддерживать корректную работу всех систем, осуществлять охрану и т.д. Поэтому наша работа не прекращалась. Более того, уже в первой половине года произошло полное восстановление объема услуг по эксплуатации и профессиональной уборке во всех сегментах ранка коммерческой недвижимости, включая бизнес-центры. Кроме того, мы пролонгировали все договоры, срок которых истекал в этом году, а также нарастили портфель, заключив ряд новых контрактов. В частности, мы оказываем услуги технической эксплуатации в МФК «Флотилия», крупнейшей в России клиники European Medical Centre, одного из ведущих игроков мировой нефтяной отрасли — компании «Шлюмберже Лоджелко, Инк.».
Кроме того, мы наращивали объем разовых/краткосрочных работ, которые мы оказываем в период проведения конференций и других мероприятий, в сезонных ресторанах и кафе. Оказание таких услуг происходит с помощью специальных «мобильных групп», которые формируются в зависимости от специфики площадки и ориентированы на работу с такими «временными» помещениями.
При этом, как и другие компании нашей отрасли, мы столкнулись с рядом сложностей. Прежде всего, это рост себестоимости работы УК. С одной стороны – это значительное подорожание всех расходных материалов. С другой — перетекание персонала в другие, более высокооплачиваемые сферы. Например, многие специалисты по профессиональной уборке предпочли перейти на работу курьером. Естественно, все это повлекло за собой рост заработной платы и в управляющих компаниях. Поэтому в этом году мы много внимания уделяли работе с поставщиками и оптимизации работы персонала. Кроме того, мы уделяем много внимания обучению специалистов, формированию и внедрению четких стандартов работы. Как следствие, сотрудники чувствуют себя более стабильно, что позволяет снизить текучку кадров.
Нынешняя экономическая ситуация подталкивает участников рынка к экономии. Не сказывается ли это и на вашем сегменте? Не пытаются ли собственники урезать расходы на эксплуатацию?
Конечно, собственники зданий стремятся оптимизировать расходы, в том числе и на эксплуатацию. И в 2020 году, в условиях карантина, действительно, многие отказывались от части услуг управляющей компании. Однако это была временная мера: ведь проблемы, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности здания, все равно возникают. Так что такое сокращение услуг привело к возникновению отложенного спроса, который стал реализовываться уже в начале 2021 года.
В этом вопросе мы, как и всегда, стремимся находить компромиссы во взаимоотношениях с заказчиками: расставляем по-другому приоритеты, меняем графики работы чтобы максимально долго сохранять затраты на одном уровне.
Есть ли на рынке понимание, что грамотная техническая эксплуатация не менее важна для получения прибыли, чем правильная логистика, умелый маркетинг и проч.? Что вы делаете для того, чтобы ваш потребитель это понял?
Безусловно, в целом собственники, которые привлекают FM-операторов, понимают значимость профессиональной эксплуатации здания. Они понимают и то, что качество эксплуатации здания напрямую влияет и на срок его использования, и на его привлекательность для арендаторов и посетителей, и на уровень арендных ставок. Однако, часто они оказываются в ситуации, когда все равно вынуждены сокращать свои затраты или когда они, в силу внутренних корпоративных процедур, вынуждены выбирать подрядчиков, предлагающих не оптимальные условия, а готовых работать за минимальную цену.
Решение здесь одно – объяснять все это, показывать возникающие риски и возможные последствия.