Каким был для вас 2021 год? О каком проекте, завершенном или находящемся в работе, хотелось бы сказать?
Пандемия коронавируса не повлияла на изменения в строительстве. За последние два года требования от заказчиков к проектам, над которыми мы работаем, остались прежними. Возможно, это результат того, что в России нет такого жесткого локдауна, как в некоторых странах Западной Европы, и жизнь конечного пользователя не сильно изменилась. В 2020 году главные изменения в градостроительстве связывали с удаленной работой, но мы видим, что многие компании вернули сотрудников в офисы или ввели гибкий график.
Покупатели повышают требования к наполнению и качеству жилых проектов. Например, они тщательнее подходят к выбору планировок, и девелоперы стараются предложить максимум вариантов. В наших последних проектах мы не ограничиваемся стандартными одна-, двух-, трех- комнатными квартирами, и проектируем также студии и квартиры евроформата. За последние пять лет кардинально изменились требования к наполнению жилых комплексов функциями и сервисами, благоустройству. Дворы без машин, плейхабы, зоны для прогулок жителей всех возрастов, бытовые сервисы, магазины и кафе на первых этажах — обязательные атрибуты хорошего жилого комплекса.
Все эти требования мы учитываем в нашей работе. В 2021 году началось строительство жилого комплекса по проекту бюро «Крупный план» на набережной в Воронеже. Дома будут располагаться на разных уровнях — перепад рельефа составляет 10 м, а стилобаты позволят соблюсти стройность линий. Внутри стилобатов мы спланировали помещения для коммерческих функций, а на крышах будут общественные зоны для жителей. По нашему проекту также благоустроят прибрежную зону — там появятся спортивные, рекреационные и культурные объекты, что превратит когда-то заброшенную территорию в важную точку притяжения для города.
Еще один наш проект, который начали реализовывать в этом году, — жилой комплекс в Санкт-Петербурге на улице Планерной. В ЖК тринадцать жилых корпусов, частично объединенных стилобатами. Жилые корпуса имеют сложную ступенчатую форму, подчеркнутую рельефной штукатуркой и клинкерной плиткой. В комплексе будет «двор без машин.
Представим себе, что вам дали возможность влиять на архитектурное развитие большого российского города ( но не миллионника). Что бы вы посчитали необходимым сделать в первую очередь?
В первую очередь необходимо разработать стратегию развития города, регламент застройки и его дизайн-код. Яркий пример работы с дизайн-кодом последних лет — город Рыбинск, который пошел по пути единой стилизации всех вывесок. Это классная идея, которая влияет на идентификацию города. Поиск новых подходов, даже если они в итоге окажутся неудачными, уже плюс. Проблема большинства российских городов — отсутствие достаточного количества рекреационных зон — мест, где люди будут проводить время, гулять. Так что параллельно нужно начинать работу по благоустройству общественных мест. Не менее важно выстроить работу региональных архитектурных комиссий, чтобы качество архитектуры и градостроительных решений было в руках коллегиальных и компетентных органов.