Компания Colliers подготовила специализированный отчет, в котором проанализировала текущий рынок гастропространств в Москве и потенциал его развития на ближайшие годы. В настоящий момент совокупная площадь существующих фуд-холлов в Москве составляет порядка 62-64 тыс. кв. м в 25 ключевых объектах. В 2022-2023 гг. инвесторами заявлено открытие еще порядка 65 тыс. кв. м новых проектов фуд-холлов в Москве, что в случае реализации этих планов, удвоит столичный рынок гастро-пространств как в количественном выражении, так и по занимаемой площади. Наибольший объем открытий запланирован на 2023 г. — 46,8 тыс. кв. м.
Особенностью развития современных гастроконцепций, в условиях постепенного насыщения центральных районов города сегментом, становится тяготение площадок к крупным жилым массивам — современный потребитель уже не готов тратить большое количество времени на каждодневные перемещения за покупками или для посещения общепита. С учетом заявленных планов по открытию новых проектов в ближайшие пару лет, мы видим несколько потенциально привлекательных локаций для размещения фуд-холлов, в которых уровень конкуренции среди схожих форматов при одновременной платежеспособности проживающего рядом населения пока невысок: сюда можно отнести районы Кунцево, Крылатское, Строгино, Головинский, Ховрино и районы Орехово-Борисово.
Генеральный директор компании «Балчуг Эстейт» Евгений Савосько напоминает, что сам формат фуд-холлов появился в Москве сравнительно недавно, однако популярность его стремительно растет. «Фуд-холлы удачно сочетают в себе целый ряд привлекательных качеств, — отмечает он. – Это демократичный формат, сохраняющий в то же время высокие стандарты качества. В фуд-холле можно спокойно посидеть, это фаст-фуд, в тоже время здесь все готовится и подается быстро, не как в ресторане».
Первым фуд-холлом Москвы стал ресторанный маркет The 21, открытый в 2014 г. на Новом Арбате. Рост сегмента фуд-холлов в Москве продолжился только в 2017 г., когда на столичный рынок начали выходить сетевые игроки и крупные качественные проекты, а пикового значения ввод фуд-холлов достиг в 2019 г. – тогда в Москве открылось более 31 тыс. кв. м. Всего по состоянию на начало 2022 г. общий объем рынка фуд-холлов в Москве оценивается нами в 62-64 тыс. кв. м. Тем не менее, с наступлением пандемии и введением существенных ограничений на работу сегмента общепита, открытие новых фуд-холлов не только существенно сократилось, но некоторые недавно запущенные проекты были вынуждены закрыться. При этом, по нашим оценкам, совокупная площадь закрытий в 2020-2021 гг. не превысила 10-15% от общего объема рынка фуд-холлов Москвы. В 2021 г. было открыто 5,1 тыс. кв. м новых фуд-холлов.
Борис Маца, директор департамента торговой недвижимости Colliers: «Сегмент фуд-холлов в Москве продолжает развиваться после тех ковидных ограничений, которые тормозили процесс на протяжении последних двух лет. Пиковое значение открытий новых пространств в 2019 г. демонстрирует, что в тот момент рынок был готов к активному распространению нового формата, однако пандемия внесла свои коррективы. Развитие московского рынка фуд-холлов — это логичный следующий шаг в развитии общепита в целом. С одной стороны, это возможность привлечь внимание потребителя к разным кухням и новым впечатлениям и задержать его в проекте, а с другой стороны – это альтернатива привычным фуд-кортам, более продвинутая, интересная и направленная на расширение гастрономического опыта. Именно поэтому фуд-холл становится определенным якорем и полноценным игроком торгового пространства. Возможно, не каждая локация будет успешной, когда мы говорим об индивидуальных проектах, возможно закрытие отдельных площадок, однако в целом экспансия такого формата – естественный процесс, через который проходят многие мегаполисы