Согласно данным консалтинговой компании Knight Frank, на сегодняшний день насчитывается порядка 160 ритейл-компаний (включая онлайн-магазины), объявивших о приостановке коммерческой, инвестиционной деятельности, а также поставок на территорию России. При этом только шесть из них заявили об окончательном уходе с российского рынка.
Доля временно приостановивших свою деятельность ретейлеров от общего количества арендаторов варьируется в зависимости от класса торгового центра и составляет от 10 до 25%. Большая часть этих компаний представлена фэшн-брендами (21%), на втором месте – автомобили (13%), за ними следует сектор FMCG (10%). С уходом иностранных ретейлеров посещаемость в торговых центрах уже снизилась на 6% по сравнению с
аналогичным показателем прошлого года, а уровень вакантности в новых проектах может вырасти до 30–35%.
Доля приостановивших деятельность известных брендов одежды и аксессуаров, а также ресторанов быстрого питания в столичных торговых центрах оценивается по-разному:
➢ В крупных профессиональных торгово-развлекательных центрах, арендопригодная площадь которых превышает 60 000 кв. м, этот показатель составляет 15–25%;
➢ В средних торговых центрах площадью 30 000–60 000 кв. м (GLA) приостановившие деятельность арендаторы составляют 10–15% от общего количества операторов;
➢ В объектах площадью менее 30 000 кв. м (GLA) подобных компаний меньше 10%.
Количество закрывшихся ретейлеров зачастую связано с форматом и концепцией ТЦ. Пул арендаторов в крупноформатных объектах очень отличается от ассортимента районных: например, в региональных и суперрегиональных торговых центрах преобладают фэшн-операторы и крупные международные игроки рынка, такие как Decathlon, Inditex, H&M Group, LPP Group и многие другие. Объекты, арендопригодная площадь которых превышает 50 000 кв. м,
В региональных торговых центрах доля временно приостановивших свою деятельность арендаторов значительно отличается от аналогичного показателя в Москве, так как представленность международных брендов в регионах значительно ниже:
➢ В Санкт-Петербурге данный показатель достигает 20%;
➢ В крупных городах-миллионниках – 15%;
➢ В городах с населением менее 1 млн жителей доля в среднем доходит до 10%.
С начала 2022 года на российский рынок вышел один бренд (моно-бутик Vilhelm Perfumery), за аналогичный период 2021 года – два. Внешнеполитический фон оказывает сильное воздействие на политику экспансии международных брендов, что вносит свои коррективы в их планы
развития: с начала марта около 160 иностранных ретейл-компаний заявили о приостановке коммерческой деятельности в России, однако объявившие о временной приостановке работы ретейлеры не спешат расторгать договоры аренды с торговыми центрами. На сегодняшний день об окончательном прекращении деятельности на территории России объявили шесть игроков:
финская продуктовая сеть Prisma, оператор общественного питания Hesburger, финская сеть FMCG Paulig (в том числе, одно офлайн-заведение Paulig Café&Store в формате стрит-ретейл), украинская сеть общественного питания Ninja Sushi, датская сеть товаров для дома Jysk и азиатская сеть магазинов товаров для здоровья и красоты Watsons.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank: «В последние годы стремительно росло число локальных марок, многие из которых обзаводятся собственными адресами в Москве и в регионах России. Для российской фэшн-индустрии существуют широкие возможности укрепиться на рынке, однако быстро заменить всех арендаторов, которые приостанавливают деятельность или уходят с рынка, не получится. Российским дизайнерам потребуется порядка двух-трех лет, чтобы увеличить объемы производства, в том числе отработать альтернативные логистические цепочки и выстроить отношения с новыми поставщиками материалов и фурнитуры».
«С самого начала не было сомнений, что большинство участников рынка будет выжидать, — считает генеральный директор компании «Балчуг Эстейт» Евгений Савосько. – Думается, основные решения будут приняты чуть позже, когда прояснится политическая ситуация. И давайте не забывать, что место ушедших пустовать долго не будет, у нас слишком привлекательный рынок».