С 30 июня по 4 сентября работы известных российских архитектурных фотографов и лучшие примеры современной̆ архитектуры столицы покажут на выставке «Москва. Реальное»
В Анфиладе Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева откроется выставка фотографий современной архитектуры «Москва. Реальное», которая фиксирует изменения, произошедшие со столицей за последние 10 лет. В Музее архитектуры уверены: «Москва. Реальное» покажет — в России возродилась большая архитектура.
Посетителю будет предложено посмотреть на новые здания через объективы камер лучших архитектурных фотографов Москвы, среди которых Юрий Пальмин, Илья Иванов, Михаил Розанов, Алексей Народицкий, Сергей Пономарев. Организаторы — Москомархитектура и Правительство Москвы. Куратором проекта выступила директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачева.
ЕЛИЗАВЕТА ЛИХАЧЕВА: «Эта выставка является очень важной для Музея. Музею архитектуры по своей специфике сложнее отслеживать современные архитектурные процессы. В основном Музей показывает архитектуру прошлого. Но для нас очень важны изменения, которые произошли за последние десять лет в Москве, мне и моим коллегам кажется, что данный процесс на промежуточном этапе необходимо зафиксировать. Данная выставка, которую мы открываем, во многом посвящена и подведению итогов, и взгляду в будущее: архитектура снова становится искусством. Мне бы хотелось, чтобы те принципы проектирования и планирования, отношения к современной архитектуре, которые утвердились за последние десять лет в Москве, не закончились бы, а продолжились и развивались, потому что, в конечном итоге, архитектура — это среда, в которой мы живём».
На выставке представлены работы лучших архитектурных фотографов страны — 34 знаковых здания столицы, построенных в течение последних 10 лет, а также новые объекты, планируемые к открытию. Отреставрированный Дом Наркомфина, Музей русского импрессионизма, Парк «Зарядье», ГЭС-2, Большая спортивная арена «Лужники» и другие архитектурные шедевры предстанут в монохромных фотографиях 14 фотографов, среди которых Алексеий Народицкий, Ольга Отченашева, Дмитрий Чебаненко, Рустам Шагиморданов, Юриий Пальмин, Михаил Розанов, Илья Иванов, Влад Феоктистов, Даниил Анненков, Дмитрий Чистопрудов, Вадим Щербаков, Дмитрий Яговкин и др. Более половины фотографических работ ранее не показывались широкой публике.
Отобранные к выставке проекты отражают тенденции в современной российской архитектуре.
Так, например, БЦ «Аквамарин» (SPEECH, 2012. Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов) — комплекс из четырех зданий, три из которых формируют квартал на Озерковской набережной. «Аквамарин» — очень московское здание. Между корпусами прорезана внутриквартальная улица. Подобное решение — типичное для дореволюционных московских офисных зданий (Деловой двор, Иван Кузнецов, 1911–1913; Северное страховое общество, Иван Реребрг, 1909– 1911). Спаренные колонны на одном из корпусов отсылают к советскому авангарду и пролетарской дорике Ивана Фомина (Дом Динамо, 1928–1931). А ребристый фасад с крупным оконными проемами — к модернистской пристройке к ЦУМу (С. Никулин, Ю. Омельченко, А. Казаков, 1974). «Аквамарин» — пример того, как современное здание, не впадая в копийность, за счет тонких отсылок к известным московским постройкам, может быть контекстуально городу. Возможно, этот проект проложит путь к новому метамодернизму, который останется в диалоге с предыдущими вариациями модернизма без ухода в постмодерн.
В 2010-х годах, после многочисленных неудачных попыток, Москва вышла на глобальный архитектурный рынок. Вместо невнятных заказов иностранные архитекторы (John McAslan + Partners, Diller Scofidio + Renfro, Herzog & de Meuron, Zaha Hadid Architects, Ренцо Пиано, Рем Колхас, MVRDV, Nikken Sekkei) получили возможность реализовывать свои идеи в городе. Москва появилась на карте архитектурных столиц мира. Международный конкурс и последующая реализация парка Зарядья (Консорциум Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers, «ТПО Резерв», Сергей Кузнецов, 2017) — во всех отношениях знаковое событие в истории Москвы. Признак того, что город способен внедрять самые передовые, смелые решения. Потребуются еще годы для оценки ландшафтных решений, но сам выбор в пользу строительства парка на большой территории в центре города вместо коммерческой недвижимости – политический жест, говорящий, что человек — главный ресурс в XXI веке, и комфортная среда его обитания требует инвестиций.
Алексей Народицкий: Для архитектурной фотографии помимо технических аспектов важно видеть контекст, в котором находится объект, и также важна работа со светом в разное время суток.
Парк «Зарядье» уникальный объект для съемки. Чтобы показать парк целиком, были использованы все возможности. Это были уникальные места съемки. Колокольни храмов на Варварке, крыша собора Василия блаженного, Кремлевская стена и даже открытая галерея с колоколами над курантами Спасской башни.
Я думаю, изменилась роль человека в городе. Появилось много современных и комфортных общественных пространств. Самым удивительным примером стал парк «Зарядье». 10 лет назад сложно было представить, что на этом месте не будет построен торговый центр или жилой комплекс
Московское метро — подземный памятник архитектуры, без преувеличения — душа столицы. Больше ни одно метро в мире не обладает столь разнообразной архитектурой высочайшего качества. Метро и сегодня остается лабораторией современной архитектуры, где внедряется много эффектных решений. Яркие примеры таких новых станций — «Солнцево», «Терехово», «Переделкино». Но настоящей жемчужиной подземки стали «Мнёвники» (Архитектурное бюро Тимура Башкаева, 2021). Смелый дизайн станции основан на применении нетипичного для московского метро материала — голого архитектурного бетона, окрашенного в красный и черный цвета.
В 2021 году после реконструкции здания бывшей электростанции открылся Дом культуры ГЭС-2 (Renzo Piano Building Workshop). А осенью 2022 года начинается реставрация дома Константина Мельникова. Череда реставраций и реконструкций, вернувших городу наследие недавней современной архитектуры, однозначно свидетельствуют о прогрессивном начале в актуальной архитектуре.
Неотъемлемой частью современной архитектуры, наряду со строительством, является сохранение и редевелопмент существующих построек. Мировое значение имела реставрация шедевра московского конструктивизма Дома Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга (Архитектурное бюро «Гинзбург Архитектс», 2020). Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Даниил Анненков: В архитектурной фотосъёмке важно расположение объекта относительно соседних зданий и движения солнца. От этого будет зависеть время съёмки, используемая техника и возможные ракурсы. Всегда легко и приятно работать со зданием, которое «встаёт» в городскую среду так, что без него это место трудно представить.
При фотосъёмке «ГЭС — 2» главная особенность ждёт нас внутри. Я говорю конечно о свете, который в огромном объёме проникает через стеклянную крышу, усложняясь узорами от солнечных батарей. Добавим сюда систему нефов и общий белый цвет внутреннего убранства, и получаем в буквальном смысле «храм света»
Москва XXI века — один из самых динамично развивающихся городов мира. Здесь работают ведущие архитекторы, чьи проекты — выдающиеся образцы современной мировой архитектуры. Это парки и музеи, спортивные объекты и образовательные кластеры, деловые кварталы и жилые дома. Все эти объекты формируют уникальный архитектурный облик Москвы. По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, нет сомнений в том, что работа с Москвой как с архитектурным явлением при правильном подходе поможет развитию архитектуры в целом.
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ: «Ключевая инициатива мэра — это создание актуального нового для Москвы культурного слоя, который останется в памяти города как самобытная часть его культуры. Москва развивалась циклично, культурная «слоистость» Москвы создает ее уникальность. Сегодня наша задача — укрепить городскую ткань, создавая функционально разнообразные пространства с новым качеством архитектуры: яркой, резонансной, инженерно-сложной».
За архитектуру выставки отвечают бюро Planet 9. Работы фотохудожников будут представлены в крупных форматах — от 1 метра, в скульптурном и графичном дизайне выставки, который отображает, с одной стороны, устремление архитектуры к максимальной визуальной выразительности, с другой, служит наилучшим фоном для смелых архитектурных и фотографических экспериментов.