21 февраля исполнилось 86 лет Владимиру Ресину — депутату Госдумы, советнику мэра Москвы и советнику Патриарха Московского и всея Руси по строительству. Если перечислять все должности, звания и награды наберется на отдельную брошюру.
Достаточно напомнить, что заслуженный строитель РСФСР Владимир Ресин, 23 года руководил столичным строительным комплексом в ранге первого заместителя мэра Москвы при Правительстве Москвы. Около месяца в 2010-м, перед вступлением в должность мэра Москвы Сергея Собянина исполнял обязанности мэра и продолжил работу в команде Сергея Семеновича первым замом. Вот уже третий созыв Государственной думы единоросс Владимир Ресин возглавляет Экспертный совет по строительству при профильном комитете ГД. При его участии или в соавторстве в России приняты такие важные для развития страны и столицы законы, как закон о защите прав дольщиков, об изъятии земли для государственных нужд, о реновации в Москве, о КРТ, о банкротстве и многие. А в начале февраля Ресин стал полным кавалером ордена 3а заслуги перед отечеством.
Ресин знает Москву как себя, по сердцебиению, по пульсу – он с 1964 и по сегодняшний день работает в строительстве столицы. Исполняя поручения мэра Сергея Собянина и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, он делает столицу златоглавой. Обо всем понемногу корреспондент РСК поговорил с Владимиром Ресиным.
.
Владимир Иосифович, как вы, человек с партийным билетом, строите храмы в самом большом мегаполисе страны и сколько их уже построили?
Сегодня в России это не взаимоисключающие вещи. В советское время, особенно в первую его половину, являясь обладателем партийного билета, ты не мог иметь отношение к Русской православной церкви, да и какой либо другой конфессии. Когда Его Святейшество Патриарх предложил мне стать его советником по строительству, это была большая честь для меня. Ни секунды не раздумывал. Я увидел свой возможный вклад, — конкретными делами исправить историческую несправедливость, которую допустили наши отцы и деды, когда пытались верой в коммунистическое светлое будущее вытеснить веру в Бога.
С 2010 года по Программе строительства православных храмов, в Москве построено 109 храмовых комплексов, с приходскими школами, духовно-просветительскими центрами. Сорок один храмовый комплекс строится. Установлен 131 временный деревянный храм. А, следовательно, появились двести сорок новых приходов.
С чего началась ваша столичная карьера в Стройкомлексе?
Я перешел на работу в трест «Союзшахтоосушение», там работал еще мой отец. Угольных шахт в столице, конечно, нет, но шахт и тоннелей Метростроя хватало. Поэтому мой опыт пришелся к месту. В Москве строились и строятся до сих пор множество разных объектов, тоннелей, подземных переходов, гидротехнических сооружений. И ко всем к ним имели отношение инженеры и рабочие этого треста. Правда, мы работали по всей стране. В 1961 году я начал работать на Кольском полуострове, на строительстве горно-обогатительной фабрики в Апатитах. Бывали объекты и в других местах. Потом возглавлял московский буровой участок треста. А в 1964 году меня пригласили в трест горнопроходческих работ «Главмосстроя» и вскоре назначили начальником одного из четырех строительных управлений треста.
А потом, набираясь опыта, спустя череду руководящих постов, смог возглавить стройкомплекс города в должности первого заммэра столицы при правительстве Москвы. И сейчас, работая в Государственной думе, руковожу Экспертным советом по строительству промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при профильном думском комитете. Моя судьба навеки со стройкой переплетена.
О ваших способностях уважительно отзывался Владимир Жириновский. Говорил, что Ресин может Парламентский центр за три года построить.
Я, так же как и Владимир Вольвович, считаю: России нужен новый Парламентский центр. И он будет обязательно построен. Время придет для этого решения. Тем более, что уже многое сделано. Продолжается строительство инфраструктуры района Хорошево-Мневники, где отвели землю под строительство Парламентского центра. Комиссия по строительству комплекса зданий Парламентского центра, которую я возглавлял еще в одном из прошлых думских созывах, уже проделала всю необходимую подготовительную работу. Проект прошел общественные слушания. Если инвестора найдут – половина вопроса снимется сразу. Там ведь будет не только Парламентский центр, но уже строится и жилье, и гостиницы, и транспортные развязки, и новые дороги, линия метро.
Чем займутся Комитет строительства и ЖКХ, а также ваш Экспертный совет при нем в этом году?
Дел много. Работа ведется по нескольким направлениям. К примеру, нужно проработать вопрос правового статуса апартаментов. Нельзя просто придать апартаментам статус жилого помещения и рассчитывать, что все как-то образуется само собой. Нужно проделать огромную системную работу: учесть интересы жителей многоквартирных домов, отрегулировать возможную дополнительную нагрузку на социальную и дорожную инфраструктуру.
Подняли вопрос о строительстве из вторсырья. В перспективе, это значительно снизит стоимость строительства, а значит, для большего числа россиян станет доступным приобретение нового жилья. Строительные эксперты поддержали начинание. Теперь им предстоит плотно поработать с ведомствами, чтобы оценить преимущества и недостатки такого подхода. В любом случае, отчасти работа ляжет и на плечи Комитета.
Мир, как известно, на месте не стоит. Ежегодно появляются новые технологии и материалы, которые нужно сертифицировать прежде, чем пускать в дело. Слава Богу, что у нас в стране достаточно инновационных технологий, позволяющих в кратчайшие сроки строить не только виллы и загородные дома, а использовать эти инновации в многоквартирном и высотном строительстве. Много вопросов по малоэтажному строительству, по арендному жилью.
Только сегодня в Комитете по строительству и ЖКХ на рассмотрении 30 законопроектов.
Какие технологии кажутся вам перспективными?
Я с интересом наблюдаю за развитием технологии 3D печати домов. Очень перспективное дело для индивидуального жилого строительства. То есть коттеджей, дач, загородных домов и хозяйственных построек. Технология строительства с помощью 3D-принтеров уменьшает и стоимость, и сроки строительства. Некоторые строительные компании настроены скептически, ведь все то же самое можно делать с помощью опалубки. Всё, да не всё. Модель дома для печати можно сделать по-настоящему индивидуальной и настроенной под потребности конкретного заказчика. Плюс, технологию можно смело использовать в труднодоступных районах, на Крайнем Севере и в других экстремальных условиях. Вопрос в создании новых с особыми свойствами смесей для строительного принтера.
Взять и напечатать себе дом — это 30-50 лет назад были смелые фантазии, а сегодня эта технология используется при производстве как небольших по размеру комплектующих, так и крупных сооружений-конструкций. Наш Минстрой уже разрабатывает проект внедрения, нормативы и программы обучения для студентов.
А материалы?
Тут у меня даже два фаворита. Первый – самовосстанавливающийся бетон, а также гибкий бетон. Если упрощать, то выходит, что в формуле бетона живут какие-то грибки, бактерии, которые лечат возникающие в процессе эксплуатации микротрещины. Или добавлены вещества, которые делают материал более гибким. Каждый год в мире производят до 10 миллиардов тонн бетонного раствора. Несмотря на некоторые недостатки, заменить бетон материалом с такими же преимуществами и техническими характеристиками пока невозможно. Бетон очень хорошо выдерживает сдавливание, но не растяжение. При растяжении он начинает трескаться, поэтому его укрепляют сталью.
Может быть так, что ремонтировать бетонную деталь слишком трудно или слишком дорого. Зачастую очень трудно получить доступ к сооружению для проведения ремонта, особенно если они находятся под землей или на большой высоте. И вот тут широкое применение самозалечивающегося бетона сэкономило бы миллиарды бюджетных средств.
Звучит очень любопытно. Второй ваш фаворит тоже сошел со страниц фантастов?
Второй куда более традиционный – дерево. Вернее, особым образом созданные и обработанные деревянные панели. В перспективе можно будет строить и частные дома и многоквартирные. В европейских странах: Австрии, Франции, Германии, Великобритании, скандинавских странах – четырех-пятиэтажные дома из дерева — это уже обычная практика в ответ на существующий в обществе запрос — сохранение окружающей среды, уменьшение вредных выбросов в атмосферу. Более того, при производстве деревянных конструкций вреда для природы в десятки раз меньше, чем при производстве стали и железобетона. Ряд стран для своих производств вывозят древесину из нашей страны.
Сейчас к деревянному строительству все чаще обращаются, чтобы построить загородный дом, даже многоэтажку в современном европейском городе. То что в России на волне экологической моды, возвращается в строй теплый и душевный материал только приветствую. Дерево – материал чистый, возобновляемый и доступный.
Я считаю, что строить до четырех этажей административные здания и малоэтажное жилье сам Бог велел в тех российских регионах, где дерева вдоволь. И опять же, решаем квартирный вопрос.
Вы сами выбрали институт или по настоянию родителей?
Под влиянием друзей я собирался работать шофером и учиться в институте на вечернем отделении. Но родители не разрешили мне это сделать. По их совету я подал документы в Горный институт.
Я хотел поступать на горный факультет, но отец сказал: «Будущее за экономикой, если ты будешь хорошо знать экономику, то станешь хорошим руководителем на любом производстве». И настоял, чтобы я поступил на экономический факультет. Он не заставлял меня силой, ему хватило уверенности и красноречия убедить меня в том, что это лучший вариант, чем то, что я, молодой человек, успел себе героического вообразить.
А как со вторым высшим получилось?
Выполнив волю отца, получив диплом экономиста, я осуществил и свое юношеское желание. Снова поступил учиться в родной институт и закончил аспирантуру, без отрыва от работы. Учиться никогда не поздно, в это я верю свято. На защиту докторской диссертации у меня нашлось время только в 60 лет.
Мне всегда нравилось узнавать что-то новое. Это держит тебя в тонусе, не дает заскучать и продлевает жизнь, как мне кажется. А современность не перестает удивлять новыми открытиями, инновационными материалами и технологиями.
Вы поэтому руководите Базовой кафедрой Управления проектами и программами Caрital Grouр в РЭУ им. ГВ Плеханова?
Я по своему опыту знаю, что нашей молодежи надо давать возможность во время учебы проходить реальную практику на рабочих местах. Изучать не только теорию, а на практике приобрести необходимые навыки. Напомню, наша кафедра создана в 1996 году. Важным событием для ее развития в 2018 году стало преобразование кафедры в базовую путем подписания соглашения о сотрудничестве с индустриальным партнером — девелоперской компанией Капитал Груп.
Совместно с индустриальным партнером разрабатываются электронные кейсы по стоимостному инжинирингу, информационному моделированию (БИМ) для использования в обновленной компьютерной лаборатории кафедры. Подготовлен электронный учебник «Управление проектами в девелоперской компании». Помимо этого, в сфере дополнительного образования кафедра разработала 5 программ повышения квалификации, в том числе по цифровой экономике. Программа «Управление проектами» реализуется регулярно 1-2 раза в год для сотрудников РЭУ и по заказу Минобрнауки на бюджетной основе. Разработаны дистанционные программы повышения квалификации. Также перспективным является сотрудничество с Университетом Минстроя.
Давайте вернемся к Вашей думской деятельности. Ведь вы, как депутат, отдаете свой голос не только за профильные инициативы. Например, много разговоров вызвал проект по «защите традиционных ценностей», главным образом потому, что никто толком не смог сформулировать четко, что же это за ценности такие. А что думаете вы? Какие ценности считает традиционными Владимир Ресин?
У меня перед глазами всегда был пример. Мои родители любили друг друга. В семье царил лад. Я не помню случая, чтобы отец с матерью ссорились, говорили между собой бы на повышенных тонах. И это в самые тяжкие, нервные, неблагополучные годы жизни. Такие семьи – главная ценность. На примере их жизни понял, как важен духовный строй жизни, так необходимый в каждой семье. Только из любви, преданности, внимания возникают благополучие в семье, атмосфера тепла и уюта в доме. Такие ценности, традиционные они или прогрессивные, нам стоит бережно сохранять и передавать дальше.