Каким был для вашей компании 2021 год? Можно ли сказать, что вы приноровились к нынешним пандемийным условиям или все-таки пришлось трудно?
Считаю, год был успешным и продуктивным для нашей компании. Во-первых, мы получили звание «Бренд года» в девелопменте по версии маркетинговой премии WOW Awards. Мне, как директору по маркетингу, это особенно приятно. Значит, мы заложили верную и актуальную философию в идеологию развития компании, что подтвердили профессионалы рынка.
Во-вторых, наша команда увеличилась, но это никак не сказалось на нашей мобильности и гибкости. Как и прежде, мы отказываемся от искусственного раздувания штата и сосредоточены на эффективности процессов. Появление новых игроков в команде позволило нам еще более детально подходить к реализации проектов.
В-третьих, мы проделали серьезный пласт работ в части реконструкции клубного дома «Пречистенка,8» и получили новые компетенции. В течении года мы активно вели строительство, пересматривали планировки и дизайны интерьеров. Это флагманский проект, который нам важно выполнить на самом высоком техническом и эстетическом уровнях. Нам приятно осознавать, что скоро будущие жители получат ключи от апартаментов, расположенных в памятнике архитектуры в самом сердце столицы.
Пандемия продолжает оказывать свое влияние на все девелоперские компании, но каких-то существенных сложностей и изменений мы не ощутили. Все уверенно возвращается к привычному допандемийному ритму.
Какие у вас планы на 2022 год? О чем вы хотели бы рассказать?
В 2022 году мы продолжим реставрацию клубного дома «Пречистенка,8». Восстановления исторических деталей здания – долгий и кропотливый процесс. Но именно такие детали и добавляют ценности этому элитному проекту.
Помимо работы над «Пречистенка,8», мы собираемся анонсировать новые проекты. Они будут выполнены в соответствии с философией нашего бренда, где в центре внимания – человек, эстетика и технологии.
Каким вам видится развитие премиального сегмента рынка недвижимости?
За год рост стоимости квадратного метра в элитном сегменте вырос достаточно серьезно. Элитная недвижимость остается островком стабильности на рынке. В портфеле любого серьезного инвестора должны быть проекты подобного формата, так как они являются высоколиквидными и часто привязаны к курсам валют. Наиболее востребованными инвестиционными элитными объектами остаются те, что располагаются в центре столицы – земельных участков в ЦАО больше не становится, поэтому цены на качественные проекты здесь будут только расти.
Подходы девелоперов к элитной недвижимости также меняются. Сейчас уже недостаточно просто строить проекты в престижных локациях. Поэтому на рынке появляются уникальные проекты, направленные на узкую целевую аудиторию с четкими ценностями и потребностями.
Спрос на проекты в исторических особняках также продолжит расти. Связано это с тем, что у людей сегодня есть деньги и они стремятся их сохранить. Вложение в элитную недвижимость считается одной из самых надежных форм инвестиций, так как такие проекты если и не растут в цене, то точно не становятся дешевле.
Сегодня главным посылом девелопера, реализующего проект с историей, стало то, что продается подлинник, а не новодел. Появляется все больше проектов, которые совмещают прошлое с настоящим – ранее этим никто не заморачивался. Строили золотые лестницы, проектировали комнаты с вензелями и считали, что так и должно быть. Приятно осознавать, что тренд наконец изменился и сейчас девелоперы стремятся подчеркнуть историческую ценность зданий современными элементами и дизайном.